Разумом одерживать победу. Пат

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.

Шахматы в школе предназначены для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
А.Алехин писал: “Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни”.

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Актуальность организации занятий в шахматы состоит в том, что они направлены на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. 

Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данном вопросе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

План занятия внеурочной деятельности

Цели и задачи:

  • Образовательные: изучить понятие “пат”, повторить понятия “шах”, “мат”, активизировать мыслительную деятельность.
  • Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
  • Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.
  • Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
  • Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.
  • Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, шахматные доски, набор фигур.

Таблица 1

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность обучающегося
Организационный момент - Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем доброго дня и интересного занятия. Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.
Актуализация знаний Рассмотрим положение шахматных фигур на доске (интерактивная):

Рисунок 1

Визуализация и анализ
Какая ситуация сложилась с черными фигурами?

Рассмотрим иное положения шахматных фигур на доске:

Рисунок 2

Определяют мат черным белой ладьей.
- Какая ситуация складывается у белого короля?

- Давайте предположим как будет называться это положение фигур в шахматах, когда для одной стороны есть возможность хода, но некуда идти.

Белому королю нет возможности для хода.

Предлагаются различные варианты.

Работа по теме занятия - Положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом называется Пат. Пат в переводе с фр. patитал. patta означает “игра вничью”. В обыденной речи слово-признак “патовый” используется в смысле “не имеющий выхода, тупиковый”.

В современных классических шахматах пат приводит к ничьей; такое правило окончательно установлено в XIX веке и входит сейчас в свод шахматных правил ФИДЕ. Но в других шахматных играх, как современных, так и существовавших ранее, правила могут быть другими. В частности:

Пат приносил победу последнему ходившему игроку:

  • В арабском шатрандже.
  • На Ближнем Востоке в X веке.
  • В средние века во многих европейских странах.

Пат приносит победу последнему ходившему игроку, но цена этой победы ниже, чем мата или победы по сдаче противника:

В XV-XVIII веках в Испании при игре на деньги игрок, поставивший пат, получал лишь половину ставки, оговорённой за выигрыш.

В гексагональных шахматах Глинского поставивший противнику пат выигрывает, но если обычный выигрыш приносит победителю одно очко, то в случае пата победитель получает 0,75 очка, а проигравший — 0,25 очка.

Пат приносил поражение поставившему его игроку:

  • В IX веке в Индии;
  • В XVII—XVIII веках в Англии;
  • В XVII веке в России.
  • Пат приносил ничью:
  • Во Франции и Италии, а после 1800 года — в Англии;
  • С XIX века — общепринятое правило в шахматах.

Запрещался ход, после которого противник оказывался под патом, в Восточной Азии до начала XX века.

Игрок, оказавшийся под патом, пропускал очередной ход в одном из вариантов правил в средневековой Франции

Знакомятся с понятием “пат”, историей возникновения “пата”.
Динамическая пауза А сейчас, устав изрядно,
Оба войска захотели поразмяться.
Покажут сноровку свою наглядно:
В зарядке будут состязаться.

Раз и два, и три, четыре –
Ставим ноги мы пошире.
(ноги на ширине плеч)
Руки врозь, наклон вперёд,
(руки на пояс, наклоны)
Вправо, влево. Вот народ!

(круг от плеча обеими руками одновременно)

Засиделся, застоялся –
В шахматы так заигрался
(руки вытянуты перед собой, приседания)
Пешка здесь и пешка там,
(правую руку в сторону, потом левую)
Ни за что их не отдам!
(ритмичные хлопки)

За коня слона, ладью?
(шаги на месте)
Хорошо, подумаю!
(наклоны головы влево, вправо)
Раз нагнулись, встали – два:
(наклон вперед - пальцами рук коснуться пола)

Отдохнула голова.
(поворот головой влево, вправо)
Отдохнем сейчас немного
(разводим руки, потягиваемся)
И по шахматным дорогам!

Выполняют физические упражнения. Повторяют за учителем.
Продолжение работы по теме занятия Смотрим еще несколько случаев с исходом игры “Пат”:

Определите положение при следующем ходе белых.

Рисунок 3

Ход за белыми, нападения на короля нет, но при этом королю некуда ходить. Линия b контролируется черной ладьей и пойти на нее нельзя. А поле а2 контролируется черным королем.  Пат.
Определите положение при следующем ходе черных

Рисунок 4

Белые поставили черному королю пат. Он не может пойти на b8, так как это поле контролируется белым слоном. Поля а7 и b7 контролируются белым королем.
Из истории:

Единственная партия в истории матчей за звание чемпиона мира по шахматам, которая закончилась патом, — 5-я партия матча 1978 года в Багио между Карповым и Корчным.

- Теперь немного потренируемся – расставим на шахматной доске следующие фигуры – король, ферзь и ладья. Задача: поставить пат противнику.

 

 

 

Выполняют решение поставленной задачи.

VI. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы - Каждый из вас знаком с тем, что фигуры на шахматной доске имеют разную ценность.

- Какая фигура самая слабая?

- Какая самая сильная?

Определите какой фигурой вы являлись на сегодняшнем нашем занятии – поставьте ее на интерактивной доске.

Выходят по очереди к доске и оценивают свою работу на уроке постановкой фигур.
VII. Подведение итогов занятия - Что нового вы узнали на нашем занятии?

- Что особенно понравилось?

Отвечают на поставленные вопросы.

Список литературы

  1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
  2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
  3. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
  4. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
  6. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
  7. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.