Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.
Шахматы в школе предназначены для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего
возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу
к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга
общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим
детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего,
игрой. И ребенок, особенно в начале обучения,
воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы
стали профессиональным видом спорта, к тому же
все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности
ребенка происходит через шахматную игру в ее
спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке
ряд необходимых и требуемых в обществе качеств:
целеустремленность, волю, выносливость,
терпение, способность к концентрации внимания,
смелость, расчет, умение быстро и правильно
принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и
искусства, могут вырабатывать в учащихся эти
черты более эффективно, чем другие виды спорта.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно,
в мотивации, а в шахматах любое поражение и
извлеченные из него уроки способны создать у
ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя
определенных свойств характера.
А.Алехин писал: “Шахматы не только знание и
логика, но и глубокая фантазия. Посредством
шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не
просто модель жизни, но и модель творчества.
Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В
шахматах можно сделаться большим мастером, лишь
осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно
также как и в жизни”.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Актуальность организации занятий в шахматы состоит в том, что они направлены на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данном вопросе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
План занятия внеурочной деятельности
Цели и задачи:
- Образовательные: изучить понятие “пат”, повторить понятия “шах”, “мат”, активизировать мыслительную деятельность.
- Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
- Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Формирование УУД:
- Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.
- Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
- Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.
- Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, шахматные доски, набор фигур.
Таблица 1
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Организационный момент | - Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем доброго дня и интересного занятия. | Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. |
Актуализация знаний | Рассмотрим положение шахматных фигур
на доске (интерактивная):
Рисунок 1 |
Визуализация и анализ |
Какая ситуация сложилась с черными
фигурами? Рассмотрим иное положения шахматных фигур на доске: Рисунок 2 |
Определяют мат черным белой ладьей. | |
- Какая ситуация складывается у белого
короля? - Давайте предположим как будет называться это положение фигур в шахматах, когда для одной стороны есть возможность хода, но некуда идти. |
Белому королю нет возможности для хода. Предлагаются различные варианты. |
|
Работа по теме занятия | - Положение в шахматной партии,
при котором сторона, имеющая право хода, не может
им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки
лишены возможности сделать ход по правилам,
причём король не находится под шахом
называется Пат. Пат в переводе с фр. pat, итал. patta означает
“игра вничью”. В обыденной речи слово-признак
“патовый” используется в смысле “не имеющий
выхода, тупиковый”. В современных классических шахматах пат приводит к ничьей; такое правило окончательно установлено в XIX веке и входит сейчас в свод шахматных правил ФИДЕ. Но в других шахматных играх, как современных, так и существовавших ранее, правила могут быть другими. В частности: Пат приносил победу последнему ходившему игроку:
Пат приносит победу последнему ходившему игроку, но цена этой победы ниже, чем мата или победы по сдаче противника: В XV-XVIII веках в Испании при игре на деньги игрок, поставивший пат, получал лишь половину ставки, оговорённой за выигрыш. В гексагональных шахматах Глинского поставивший противнику пат выигрывает, но если обычный выигрыш приносит победителю одно очко, то в случае пата победитель получает 0,75 очка, а проигравший — 0,25 очка. Пат приносил поражение поставившему его игроку:
Запрещался ход, после которого противник оказывался под патом, в Восточной Азии до начала XX века. Игрок, оказавшийся под патом, пропускал очередной ход в одном из вариантов правил в средневековой Франции |
Знакомятся с понятием “пат”, историей возникновения “пата”. |
Динамическая пауза | А сейчас, устав изрядно, Оба войска захотели поразмяться. Покажут сноровку свою наглядно: В зарядке будут состязаться. Раз и два, и три,
четыре – (круг от плеча обеими руками одновременно) Засиделся, застоялся – За коня слона, ладью? Отдохнула голова. |
Выполняют физические упражнения. Повторяют за учителем. |
Продолжение работы по теме занятия | Смотрим еще несколько случаев с исходом
игры “Пат”: Определите положение при следующем ходе белых. Рисунок 3 |
Ход за белыми, нападения на короля нет, но при этом королю некуда ходить. Линия b контролируется черной ладьей и пойти на нее нельзя. А поле а2 контролируется черным королем. Пат. |
Определите положение при следующем
ходе черных
Рисунок 4 |
Белые поставили черному королю пат. Он не может пойти на b8, так как это поле контролируется белым слоном. Поля а7 и b7 контролируются белым королем. | |
Из истории: Единственная партия в истории матчей за звание чемпиона мира по шахматам, которая закончилась патом, — 5-я партия матча 1978 года в Багио между Карповым и Корчным. - Теперь немного потренируемся – расставим на шахматной доске следующие фигуры – король, ферзь и ладья. Задача: поставить пат противнику. |
Выполняют решение поставленной задачи. |
|
VI. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы | - Каждый из вас знаком с тем, что фигуры
на шахматной доске имеют разную ценность. - Какая фигура самая слабая? - Какая самая сильная? Определите какой фигурой вы являлись на сегодняшнем нашем занятии – поставьте ее на интерактивной доске. |
Выходят по очереди к доске и оценивают свою работу на уроке постановкой фигур. |
VII. Подведение итогов занятия | - Что нового вы узнали на нашем занятии? - Что особенно понравилось? |
Отвечают на поставленные вопросы. |
Список литературы
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в
шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.