Развивающие игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Содержание

1. Введение.

2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.

3. Перечень и описание игр на развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

4. Вывод.

"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш." (Сухомлинский В.А.)

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. (В.А.Сухомлинский)

Движение пальцев и кистей рук ребёнка  имеет особое развивающее воздействие. Даже у новорожденного малыша кисти всегда сжаты в кулачки, если взрослый вкладывает свои пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Однако все эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзира создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено много акупунктурных  точек, массируя которые можно воздействовать на развитие памяти, мышления и т.д.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие таких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для развития мелкой моторики, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Существует множество приёмов и методов для развития у детей мелкой моторики. Это традиционные и нетрадиционные методы к которым относятся массаж и самомассаж пальчиков и кистей рук, упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук, упражнения с предметами и  без предметов, гимнастика для пальцев, пальчиковые игры и т.д.  Чем раньше начата работа по развитию мелкой моторики рук, тем лучше для ребёнка, тем лучше ребенок будет готов к школе.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.

Пальчиковые игры - один из эффективных способов развития мелкой моторики. Ребёнок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребёнок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным способам действия на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с “живого созерцания”, с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы “обучает” руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Последние десятилетия характеризуются усилением внимания к изучению механизма психомоторного развития мелкой моторики детей

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Уже с давних времен было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область в головном мозгу расположена рядом с двигательной областью. Еще И. Кант говорил: “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”

В своей работе мы используем “пальчиковую гимнастику каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Для своих детей в младшей группе мы сделали разные игры, помогали собрать материал родители и дети. Нам принесли для игр: пуговицы, разных цветов и размеров, игрушки от киндер сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок, разных цветов. Коробка стояла в раздевалке, ребята клали туда, принесенные крышки, и считали, кто сколько, каких принес, также мы приобрели бельевые прищепки(деревянные). часть из них покрасили в разные цвета. Ребятки с удовольствием играют с ними, выкладывают из крышек разные узоры, силуэты зверей, разных предметов, перебирают разноцветные пуговички. А самое главное развивают свои пальчики.

Сенсорика - это самый многогранный доступный способ изучения, обработки и понимания всего нового. Она открывает для ребенка огромный мир ощущений и понятий. Дети с самого рождения используют тактильное восприятие. Сенсорная игра в действительности является основой познавательного процесса.

С помощью своих чувств и навыков дети познают окружающую среду и соответственно находят ответы на свои вопросы. Также, сенсорная игра помогает детям в психологической разгрузке и успокоении. Пересыпание любых сыпучих материалов, или переливание воды благоприятно будут действовать на вспыльчивого или обиженного ребенка и снижают эмоциональную нагрузку.

От уровня развития мелкой моторики руки напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь.

Жизнь ребенка-это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.

“Пальчиковые игры”

Для развития речи, внимания и мелкой моторики мы в своей группе используем, и советуем родителям, дома делать пальчиковую гимнастику и игры, которые являются элементом “методики раннего развития ребенка”. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как “выше”, “ниже”, “лево”, “право”, разучивают счет, да и просто улучшается настроение.

Как известно, наиболее качественное обучение у детей происходит в процессе игры. Рассмотрим несколько простых и веселых развивающих игр, которые будут интересны ребенку.

На начальном этапе для повышения интереса к занятиям, мы использовали перчатки, на которых были изображения веселых лиц, мордочек животных.

Начинали с простых упражнений, используя потешки: “Мальчик-пальчик, где ты был?”, “Этот пальчик – дедушка”. “Пальчиковые игры” - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Дети часто сами придумывают сюжеты сказок и историй, научившись делать из пальчиков животных, птиц, разные предметы.

Дом – ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию( труба, балкон).

Стул – левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Стол – левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

Заяц – вытянуть вверх указательный и средний палец, остальные соединить.

Заяц играет на барабане – безымянный и мизинец стучит по большому пальцу.

Волк (собака) – правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.( собака лает), и другие.

Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как “выше”, “ниже”, “лево”, “право”, разучивают счет, да и просто улучшается настроение

Роль взрослого  – поддержать интерес детей, подсказать, дополнить творчество детей, придумать сказку вместе. Обучая маленького   ребёнка в процессе игры в сказку,  мы стремимся  к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Вместе с пальчиковой гимнастикой мы ежедневно проводим и артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика предоставляет возможность всем, и взрослым и детям, научиться говорить правильно, красиво и четко.

Язык - главная мышца органов речи. Всем известно, что чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными мы тренируем мышцы. Но, как и для всякой мышцы, гимнастика для языка также не меньше необходима.

Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Дефекты произношения отрицательно влияют на эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в будущем, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Мы проводим артикуляционную гимнастику в виде сказки, стихов.

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений в нашей группе создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.

Мы подготовили для детей игры с крупами, которые развивают чувственное восприятие, фантазию, воображение, игры имеют медитативный, успокоительный эффект.

Особенно детям понравился “Пальчиковый бассейн”.

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, координации движений, воображения и фантазии,

Задачи: развивать усидчивость и умение слушать, формировать элементарные математические представления (закрепление счетных навыков детей), прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей. (Ура! Получилось).

Для его создания, мы приобрели пластиковый контейнер с крышкой на 8-9 литров, и насыпали в него 4 кг фасоли.(белой и коричневой). Наши дети очень любят ощупывать фасоль, перебирать ее пальчиками, пересыпать в разные коробочки. часто возникают спонтанные игры с посудкой, набором игрушек из киндеров. Также мы приобрели наборы резиновых или пластмассовых маленьких игрушек: домашние животные.. дикие животные, животные Африки, морские животные и рыбы, буквы, цифры.

Игра “Найди клад”

Выбираются игрушки, которые дети будут прятать, например дикие животные: медведь, лиса, заяц, ежик, белка. Дети их ощупывают, считают. Затем один ребенок прячет их в бассейне, другой в это время закрывает глаза. Когда игрушки спрятаны, ребенок ищет их.

Вначале, просто находит, говорит кого нашел, затем их считает, все ли на месте. Вариант посложней: ребенок ищет с закрытыми глазами, ощупывает и говорит кого нашел, затем открывает глаза. Потом дети меняются местами.

Эта игра часто используется нами, как часть НОД по познавательному развитию, развитию речи, социально-коммуникативному развитию, самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы. Девочки и мальчики очень полюбили эти игры

Чем разнообразней деятельность ребенка, тем успешнее идет его разностороннее развитие! Но не надо забывать о мерах безопасности ребенка: не оставляйте малыша, играющего с мелкими предметами или крупами одного.

В настоящее время придумано множество стихов, появилось разнообразие атрибутов для пальчиковой гимнастики и игр. Очень полезен в таких играх массажный мяч - Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения.

Предлагаем Вам небольшое стихотворение с массажным мячом, ребенок держит мяч в одной руке, а другой ладонью поглаживает его сверху вниз.

И у сосен, и у елок много остреньких иголок
А еще на них похож, добрый, но колючий еж.

Игры с прищепками. (Монтессори пособие)

Цель игры: Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Материал: разноцветные, бельевые прищепки. Заламинированные картинки: солнышко ,рыбка, ствол дерева, тучка, птичка, ежик.

Предложите ребенку поиграть в прищепки, покажите, как их можно раскрывать и прицеплять на края коробочки. Рассмотреть с детьми картинки, что не так? Солнышку сделать лучики, дереву ветки, рыбке плавники, хвостик. После того, как дети одели прищепки на картинки, они придумывают сказку.

Игры с крышечками, пуговицами

Цель игры: развитие пространственных представлений, логического мышления, воображения. Закрепление счетных навыков.

Предложить ребенку, рассортировать пуговицы по размеру.

Выложить, по образцу фигуры.

Выложить, что хочешь (гусеница, цветок, домик)

Выложить контур изображения на раскраске из мелких пуговиц.

Вывод: Таким образом, занимаясь с детьми в течении пяти месяцев, мы заметили, что наши дети стали лучше говорить (в начале года было пять детей, плохо говорящих), сейчас они заговорили, улучшилась мелкая моторика, дети стали более открытыми, доброжелательными к взрослым и друг к другу. Стали больше общаться друг с другом.

Дети стали более самостоятельными: одеваются и раздеваются полностью сами, застегивают молнию, выворачивают и аккуратно складывают свои вещи, правильно держат ложку, аккуратно раскрашивают изображения. Родители и педагоги, тоже видят улучшение. Мы будем продолжать заниматься и изготовим вместе с родителями новые игры для наших ребяток. Нам интересно заниматься вместе. Спасибо за внимание!

Используемая литература.

1. Интернет-ресурсы: Н.Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.

2. И. Гальченко. Сенсорные коробочки.

3. В.В. Цвынтарный. “Играем с пальчиками и развиваем речь” .изд. “Лань”, 2000г.Санкт-Петербург.

4. Е.Ю Тимофеева, Е.И. Чернова. “Пальчиковая гимнастика”.изд. “Корона-век”, 2007 г. Санкт-Петербург.

5. Е.Н. Бычкова., Е.В. Перминова. “Игры и упражнения на развитие мелкой моторики”.

6. Н. В. Новоторцева. “Обучение письму в детском саду”. Ооо “Академия развития”, 2012г, Ярославль.