Практическая работа по географии "Определение коэффициента увлажнения для отдельных районов России"

Разделы: География, Информатика


Цель работы: определить по климатическим картам среднегодовое количество осадков и испаряемости рассчитать коэффициент увлажнения для отдельных районов России, и проанализировать полученные данные с точки зрения влияния природных условий на жизнь и быт людей и возможности занятия сельским хозяйством.

ХОД РАБОТЫ

Работа с источниками географической информации

Ввод данных в электронную таблицу

Ввод формул в ячейки электронных таблиц

Электронные таблицы Excel помогут не только построить графики и диаграммы, но и провести расчеты по заданным формулам. Формулы в ячейки электронных таблиц могут быть введены двумя способами:

  • с использованием возможностей клавиатуры (только формулы, содержащие знаки основных четырех арифметических действий);
  • с использованием клавиатуры и Мастера функций (для более сложных формул)

Рассмотрим ввод формул с клавиатуры разберем на примере расчета коэффициента увлажнения (Кувл.) для природных зон России (курс географии для 8 класса).

Для этого на новом листе электронных таблиц создадим следующую таблицу.

Природная зона

Среднегодовое
кол-во осадков, мм

Испаряемость,
мм

Коэффициент
увлажнения

Тундра

500

125

 

Тайга

750

450

 

Смешанные леса

700

570

 

Лесостепь

650

650

 

Степь

550

750

 

В ячейки таблицы, расположенные в столбце «Коэфф. увлажнения», необходимо ввести формулу для расчета Кувл.
Известно, что Кувл=О/И, где О – среднегодовое количество осадков, мм; И – испаряемость, мм.
Данные для расчетов у нас в таблице имеются.

Осталось только ввести соответствующую формулу. Начнем с расчета Кувл для тундры. Для этого устанавливаем курсор на ячейку D2 и выполняем следующие действия:

  • перейти на английскую раскладку клавиатуры;
  • включить режим ввода заглавных букв нажатием клавиши «CapsLock» на клавиатуре (в правой части клавиатуры загорится индикатор с аналогичным названием);
  • вводим с клавиатуры знак «=», что является для электронных таблиц сигналом
    начала ввода формулы;
  • приступаем к вводу формулы. Щелкаем по ячейке, в которой размещено значение среднегодового количества осадков в тундре. Это ячейка В2.

Потом печатаем
знак деления «/» и щелкаем мышью по ячейке, в которой размещено значение испаряемости в тундре. Это ячейка С2. Нажимаем клавишу «Enter» – ввод формулы завершен.

В результате в ячейке D2 появится результат расчета по введенной формуле – значение Кувл для тундры. Чтобы убедиться, что полученное значение является ре­зультатом расчета, а не просто числом, надо установить курсор на ячей­ку D2, Мы видим, что в ячейке размещено только чис­ло, а сама формула отображена в строке формул, расположенной под панелями инструментов. Т.о., строка формул позволяет просматривать введен­ные формулы.

Если в процессе ввода формулы была допущена ошибка или возникло желание внести в формулу изменения – выберите курсором ячейку с формулой и щелкните мышью в строке формул. В ней появится курсор в виде вертикальной мигающей линии, которым можно управлять с клавиа­туры и редактировать формулу, используя приемы исправления опечаток в тексте (как это делается в текстовом редакторе MSWord).
Аналогичным образом можно ввести формулы в ячейки D3-D6, используя значения ко­личества осадков и испаряемости для соответствующих природных зон.

В завершение настроим количество знаков после десятичной запятой, учитываемых при выводе результата расчета Кувл. Для этого, выделивячейки D2-D6 и выбрать щелчком правой кнопки мыши в меню «Формат ячейки…» и появившемся диалоговом окне выбираем щелчком мыши вкладку «Число». В списке «Числовые форматы», появившемся в правой части окна, выбираем числовой формат.В правой части окна с помощью мыши настраиваем количество десятичных знаков – 2. Щелкаем по кнопке «ОК» и закрываем диалоговое окно. Затем снимаем выделение с ячеек.

Оформление результатов практической работы

Учащиеся сдают сохраненный под своей фамилией документ в формате Excel, в котором на первом листе таблица с расчётами, а на втором– анализ полученных данных с точки зрения влияния природных условий на жизнь и быт людей и возможности занятия сельским хозяйством для отдельных районов России.

Список литературы:

  1. Использование Microsoft Office в школе. – М., 2002.
  2. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6–9 классы). – М.: Просвещение, 1991.
  3. География России. Природа и население. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 12-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2013. – 304 с.: ил., карт.
  4. География России. Природа и население. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Алексеева А.И. и др. – Ким Э.В. и др. 12-е изд., стер. – М.: 2013. – 128 с.
  5. География России. Природа. 8 класс.: рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс»/ И.И. Баринова. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2007. – 95 с.: с ил., карт.