Конспект НОД разработан на основе эксперимента, представленного в пособии для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» (авторы: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Издательство: Волгоград, 2012г.)
Цель: Понимание дошкольниками возникновения звуков речи. Охрана органов речи.
Оборудование:
- 2 линейки разной длины и ширины с натянутой нитью;
- 2 пары карандашей с натянутыми нитями разной длины;
- Шумовые и детские музыкальные инструменты;
- карточки с термином F (форте – громко), P («пиано» – тихо)
- мультимедийное оборудование
Интеграция образовательных областей: М + П + З + К
Задачи:
- Создавать условия для закрепления знаний детей о:
- динамике музыки (F, P)
- шумовых и музыкальных инструментах
- тембре звучания инструментов
- В игре на инструментах создавать условия для обучения детей умению вслушиваться в музыку, играть в ансамбле слаженно, ритмично.
- В пении создавать условия для обучения детей исполнять песню естественным голосом, эмоционально.
ХОД ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
I. Постановка исследовательской задачи
Дети входят в музыкальный зал, где в разных местах разложены различные музыкальные и немузыкальные игрушки.
Музыкальный руководитель (М.Р.) приветствует детей:
– Я рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Ребята, скажите пожалуйста, с чего у нас с вами начинается общение?
Дети: С музыкального приветствия.
М.Р. А почему именно с музыкального приветствия?
Дети: Потому что мы в музыкальном зале поем, танцуем, беседуем о музыке. Мы больше поем, чем говорим.
М.Р. Конечно. Все правильно. А давайте попробуем пропеть слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» в соответствии музыкальным терминам, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях.
Я с вами поздороваюсь по-музыкальному, затем покажу карточку, в соответствии с которой вы будете петь музыкальное приветствие. И так, я начинаю..
(М.Р. пропевает музыкальное приветствие «Здравствуйте,ребята, ребята –дошколята!», затем показывает карточку с термином F (форте – громко),дети поют звонко, четко «ЗДРАВСТВУЙТЕ» вниз по ступеням мажорного трезвучия.
Аналогично проводится распевка с термином «P»(пиано – тихо).
М.Р. Ребята, мы справились с заданием? (Ответы детей). А что же обозначают эти понятия? (показывает карточки «F» и «P» (Ответы детей)
– Вы просто молодцы! А теперь посмотрите внимательно вокруг себя: что вы видите?
Дети: В зале много игрушек.
М.Р. Все ли игрушки одинаковые? (Ответы детей). В чем же их отличие?
Дети: Они по-разному называются. А еще есть игрушки музыкальные и немузыкальные.
М.Р. А как мы сможем узнать, какие игрушки звучат, а какие молчат?
Дети: Нужно попробовать к ним прикоснуться, и тогда мы услышим их голос.
М.Р. Давайте попробуем это сделать!
Дети подходят к игрушкам, пытаются извлечь из них звук, определяют его окраску (ТЕМБР).
М.Р. И какой же мы можем сделать вывод?
Дети: Есть игрушки, у которых есть голос, и эти голоса разные, не похожие друг на друга.
М.Р. Молодцы! А каким же образом мы смогли узнать: есть ли голос у игрушек?
Дети: При помощи наших действий: касаний, переворачивания вниз (куклу), при помощи ключика (механизма) (заводили музыкальную шкатулку), постукивания, потряхивания, шуршания…
М.Р. А давайте мы устроим «необыкновенный концерт» на наших музыкальных и шумовых инструментах. Берите, пожалуйста, инструменты.
Слева от меня встанут ребята, у которых муз.инстументы, а с правой стороны–у кого шумовые. (Дети распределяются на 2 группы).
– Оркестр готов. Но, чтобы слаженно звучали инструменты в оркестре, кто же для этого нужен?
Дети: ДИРИЖЕР!
М.Р. А дирижером у нас будет Саша, потому что он сегодня очень активно занимается. У дирижера самая ответственная и сложная задача. Когда будет звучать громкая, радостная часть музыкального произведения, дирижер будет дирижировать музыкальными инструментами (давайте поднимем вверх и покажем свои инструменты), и нужно играть как?
Дети: Громко (Форте), дружно.
М.Р. А когда будет звучать тихая часть, то будут играть шумовые инструменты (покажитесь). Ваша часть будет звучать как?
Дети: Тихо (пиано), спокойно.
М.Р. Итак, начинаем! (объявляет)
Музыканты подготовительной группы исполняют русскую народную песню «Светит месяц»
– Дирижирует Александр!
Звучит в записи р.н.п. «Светит месяц», дети выполняют задание в соответствии звучанию музыки.
После игры на инструментах, педагог хвалит детей.
М.Р. Молодцы, ребята, славный оркестр получился у нас! А сейчас, я вас приглашаю сесть на стульчики, чтобы продолжить нашу интересную беседу.
Как вы думаете, откуда у людей берется голос?
Дети: Из горлышка.
М.Р. Давайте попробуем прошептать какое-нибудь слово, например, связанное с январскими праздниками… Какие праздники мы отмечали в январе? (Дети отвечают и предлагают выбрать слово…например РОЖДЕСТВО»). Давайте прошепчем слово «РОЖДЕСТВО». (Шепчут слово)
– А сейчас мы произнесем это слово так, чтобы услышали все. (Дети говорят вслух).
М.Р. Что вы сделали для того, чтобы слово было услышано?
Дети: Сказали громким голосом.
М.Р.Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка)
– А теперь положите на горлышко свою руку и произнесите то шепотом, то громко слово «РОЖДЕСТВО».
Дети выполняют задание.
М.Р. Что почувствовали рукой, когда говорили громко?
Дети: В горлышке что-то дрожит.
М.Р. Что вы почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Все спокойно, дрожания нет).
– Ребята, посмотрите на экран. Здесь показано строение нашего голосового аппарата. (Приложение 1. Слайд №3)
– С чем можно сравнить голосовые связки? (Слайд №4)
Дети: Голосовые связки можно сравнить с ниточками или волосом.
М.Р. Для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.
М.Р. Ребята, а как надо беречь органы речи?
Ответы детей:
– В холодную погоду прикрывать горло шарфом;
– Не ходить с открытым ртом, чтобы холодный воздух не попадал в горлышко;
– Не есть мороженое на улице;
– Не пить холодные напитки из холодильника и т.д.
II. Прогнозирование результата
Проблемная ситуация: Как возникает речь?
Предположения детей: С помощью движения, колебания голосовых связок.
III. Выполнение эксперимента
Дети под руководством музыкального руководителя проводят опыт (обратить внимание детей на стол, де лежат нитки, карандаши).
– Что можно сделать при помощи этих предметов? (Предположения детей)
Эксперимент: 2 детей привязывают нитку к карандашам, натягивают ее, а третий ребенок пытается извлечь из нее тихий звук, подергивая за нить.
М.Р. Что-нибудь мы услышали?
Дети: Очень тихий звук. Наверное, плохо натянули нить. Если натянуть сильнее, то звук будет слышнее. (Повторяют эксперимент).
Дети: Теперь было слышно.
Проводится подобный эксперимент с короткой нитью.
Дети пытаются сравнить, есть ли разница в звуке при подергивании короткой нити и длинной нити. (У длинной нити звук более низкий, у короткой –более высокий).
При затруднении ответа можно продемонстрировать 2 линейки разной длины и ширины. При подергивании нити дети услышат разницу звуков и сделают соответствующий вывод:
– Звуки разные по высоте, потому что линейки разные по своей длине и ширине.
М.Р. Что надо сделать, чтобы звук был громче?
Дети: Дернуть посильнее – звук усилится.
М.Р. А если мы дернем нить сильно, то что тогда произойдет?
Дети: Она порвется.
М.Р. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Как мы должны разговаривать друг с другом, на улице, в группе?
Дети: Спокойно, без крика. Нужно беречь свои связки.
М.Р. Так как же возникает речь?
Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.
М.Р. Скажите пожалуйста, что вам сегодня понравилось? (Ответы детей)
– Что получилось? (Ответы детей)
– Что запомнилось больше всего?
– Что вы расскажете родителям? (Ответы детей)
М.Р. Вы просто сегодня молодцы! Я видела, что вы все старались, думали, рассуждали о том, откуда берется голос.
Ребята, а как мы должны с вами исполнять песни, чтобы не навредить нашим голосовым связкам?
Дети: Надо петь спокойно, не кричать, петь естественным голосом.
М.Р. Замечательно! Чтобы у всех нас было хорошее настроение, давайте закончим наш эксперимент полюбившейся вами новогодней песней.
Дети исполняют песню «Счастливого рождества».
Занятие заканчивается.