Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде и снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить преподавателей с теоретическими знаниями в области профессионального “выгорания”
- Проанализировать проявления признаков “выгорания”, выявить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью
- Определить симптомы и причины эмоционального сгорания преподавателя и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения
- Предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния преподавателей
Развивающая:
- Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса
- Создать условия способствующие профилактике синдрома профессионального “выгорания”
- Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом профессионального “выгорания”
Воспитательная:
- Создать в рабочей группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу
- Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к сопереживанию
- Повышение уровня компетентности преподавателей по вопросу “профессионального выгорания”.
Форма проведения: семинар-тренинг
Методы проведения: игровой, исследовательский, творческий
Время проведения: 120 мин.
Место проведения: читальный зал
Участники: педагогический коллектив
Оформление и оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, музыка “Звуки природы”, энергичная музыка без слов, бланки "Психологическая диета", бланки опросника “Профессиональное выгорание преподавателей”, бланки для обработки полученных результатов, презентация “Синдром профессионального выгорания”, упражнения для снятия стресса, усталости и напряжения, цветные карандаши, список покупок для упражнения “За стеклом”, портрет Александра Валевского, чистые листочки А4 для пожеланий.
Подготовительная работа:
- подбор материала;
- разработка плана;
- создание презентации;
- подбор тренинговых упражнений.
(Слайд 1)
I. Организационный момент: подготовка участников – создание доброжелательной эмоциональной атмосферы.
1. Вступительное слово педагога-психолога
(Слайд 2)
Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде и снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
(Слайд 3)
Задачи:
- Познакомить преподавателей с теоретическими знаниями в области профессионального “выгорания”
- Проанализировать проявления признаков “выгорания”, выявить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью
- Определить симптомы и причины эмоционального сгорания преподавателя и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения
- Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса
- Создать условия способствующие профилактике синдрома профессионального “выгорания”
- Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом профессионального “выгорания”
- Предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния преподавателей
- Создать в рабочей группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу
- Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к сопереживанию
- Повышение уровня компетентности преподавателей по вопросу “профессионального выгорания”.
(Слайд 4)
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя, т.к. данная профессия обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств преподавателя.
(Слайд5)
Работа будет построена следующим образом:
- теоретическая часть,
- диагностическая часть,
- профилактическая часть.
II. Теоретическая часть
(Слайд 6)
1. Теоретические знания в области профессионального “выгорания”
По наблюдениям и исследованиям учёных состояние эмоционального истощения чаще встречается у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности:
- педагогов,
- врачей,
- работников социальных служб,
- психологов,
- менеджеров.
Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса, который в русскоязычной психологической литературе переводится как “выгорание” или “сгорание”. В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.
Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию “выгорания”. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
(Слайд 7)
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у преподавателя:
Первая (начальная) стадия | Вторая стадия | Третья стадия |
Наблюдаются отдельные сбои на уровне
выполнения функций: - забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли студенту планируемый вопрос, что студент ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.), в связи с чем ощущается нервно-психическое напряжение; Наблюдается приглушение эмоций Исчезают положительные эмоции |
Наблюдается снижение интереса к работе,
потребности в общении (в том числе и дома, с
друзьями): - не хочется никого видеть; - в четверг ощущение, что уже пятница; - неделя длится нескончаемо; - нарастание апатии к концу недели; - появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; “мертвый сон без сновидений”, увеличение числа простудных заболеваний); - повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать) |
Наблюдается полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил |
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как “выгорающий” преподаватель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
(Слайд 8)
Факторы, вызывающие профессиональное выгорание:
- большое количество социальных контактов за рабочий день,
- предельно высокая ответственность,
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;
- необходимость быть все время в “форме”,
- семейное положение (лица, не состоящие в браке, разведённые),
- склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям,
- личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения,
- “трудоголизм” (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения)
- многочасовая работа, повышенная нагрузка, сверхурочная работа,
- внутриличностный конфликт и острый психологический стресс и др.
III. Диагностическая часть
(Слайд 9)
1. Опросник “Профессиональное (эмоциональное) выгорание преподавателей” (Адаптировала Водопьянова Е.Н., методика К.Маслач, С. Джексон) Приложение 1
(Слайд 10)
2. Обработка полученных результатов Приложение 2
(Слайд 11)
Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание преподавателей" Приложение 3
(Слайд 12)
3. Своевременная профилактика выгорания включает в себя два направления работы
Организация деятельности
- обеспечение возможности профессионального роста;
- повышение мотивации;
- чёткое распределение обязанностей;
- разработка продуманных должностных инструкций;
- контроль собственного времени: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов;
- организация рабочего места (оснащённость, освещенность, температура, удобная мебель);
- спокойный, полноценный перерыв для приёма пищи, отдыха.
Улучшение психологического климата в коллективе
- расширение духовной сферы (спокойная музыка в перемену)
- походы в театр, музеи, пребывание на природе,
- выпуск поздравительных открыток для именинников,
- организация и проведение командообразующих тренингов:
развитие креативности у преподавателей, дабы избежать ригидности мышления
развитие умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения
обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости
(Слайд 13)
IV. Профилактическая часть
Упражнения для снятия стресса, усталости и напряжения Приложение 4
(Музыка “Времена года”)
1. "Воздушный шарик" Цель: снятие напряжения, расслабление мышц с помощью дыхания.
(Слайд 14)
2. “Муха” Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
(Слайд 15)
3.“Растяжка” Цель: растяжку шейных мышц
(Слайд 16)
4. “Стирка” Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.
(Слайд 17)
5. “Улыбнись” Цель: Улучшение настроения участников и атмосферы в группе.
(Слайд 18)
6. “Карандаш” Цель: Развитие координации движения, мышления.
(Слайд 19)
(Ритмичная Музыка)
7. “Повтори движения” Цель: развитие способности к взаимодействию, умение чувствовать партнёра
(Слайд 20)
8. “За стеклом” Цель: Развитие умения слышать и слушать собеседника
(Слайд 21)
9. “Психологический портрет личности” Цель: способствовать развитию умения создавать портрет личности для благоприятного общения
(Слайд 22)
10. “Пожелания” Цель: Прощальный ритуал
V. Заключительная часть
(Слайд 23)
Психологическая диета Приложение 5
Список используемой литературы
1. Водопьянова Н. Е. Синдром “выгорания” в профессиях системы “человек—человек” // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с: ил. — Серия “Практическая психология”.