Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4

УМК: “Русский язык. 4 класс” под ред. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Урок рассчитан на 1 учебный час (=40 минут).

Педагогическая цель: способствовать развитию речи, умения составлять рассказ по репродукции картины художника, создать условия для формирования выбирать имена прилагательные в соответствии с задачей речевого высказывания

Тип урока: урок развития речи, ознакомление с новыми знаниями.

Форма урока: интегрированный (русский язык, живопись, литература, музыка)

Планируемые результаты:

  • Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
  • Личностные результаты: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  • Познавательные: общеучебные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические-осуществляют анализ картины.
  • Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Регулятивные: составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Основное содержание темы, понятия и термины: имя прилагательное. Составление рассказа по репродукции картины художника И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, репродукция картины, стихотворения о берёзе, презентация учителя к уроку.

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

- Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

- Проверим готовность к уроку

II. Чистописание.

– Догадайтесь, какую букву будем писать: эта буква звонкая, непарная, обозначает только мягкий согласный звук. При переносе слов эту букву не отделяют от стоящей перед ней буквы. (Буква й)

– Подчеркните буквы, которые не получилось красиво написать.

й;

пейзаж

III. Постановка учебной задачи

– Словарный диктант.

Берёза, вокруг, горизонт, февраль, иней, картина, мороз, погода, лазоревый, пейзаж, облако, чувство.

Работа в парах.

– Проверьте свою работу, работу соседа по парте. Слайд 2

– Как вы думаете, в какую тематическую группу можно объединить все слова? (Зимняя природа в феврале).

Прочитайте название темы. Слайд 3.

Сформулируйте учебную задачу. (Мы будем учиться описывать природу и образы, созданные художником по картине И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”)

- Итак, нам предстоит написать сочинение-описание.

- Что можно описывать? (Внешний вид человека, животного, картины природы, события.)

- Что такое текст-описание? (Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета, явления называется текстом-описанием)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Подготовительная работа. Русская берёза в произведениях поэтов и художников.

- Рассмотрите репродукцию картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Звучит запись музыкальной пьесы П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, “Зима. Февраль” Слайд 4.

- Давайте подумаем, что мы “читаем”, когда перед нами репродукция картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”? (Художник хотел нам сказать и показать, как красива зимняя природа, каким красивым бывает снег, показал его оттенки: лиловые, фиолетовые, показал красоту русской берёзки).

- Какие чувства пробуждает музыка? (Светлые, веселые, радостные. Очаровывает напевностью, красотой, выразительностью).

- Берёза-символ Родины, под её сенью создавали прекрасные музыкальные произведения русские композиторы. Она вдохновляла русских писателей и поэтов, её изображали на своих картинах многие художники.

-Вспомните, пожалуйста, какие стихотворения о берёзе мы учили, может кто-то прочтет наизусть? (Заранее подготовленный ученик читают стихотворение С. Есенина “Берёза”).

- Какие выразительные средства языка использует С. Есенин? Приведите примеры из стихотворений. (Для создания образа поэт использует метафоры и олицетворения). Слайд 5

Олицетворения– сонная тишина, лениво обходя, обсыпает.

Метафоры

“Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой”,

“И горят снежинки
В золотом огне”

- Работа с учебником. Упражнение 106 (с.49)

Прочитайте текст. Какие имена прилагательные употребил художник для описания природы? Какие из них являются эпитетами? Что они обозначают?

2. Знакомство с творчеством И.Э.Грабаря (Сообщения учеников). Приложение 1

3. Физминутка. Слайд 6. Выполняют движения по тексту.

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают
Вверх на солнце посмотрели,
И лучи детей согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети
А потом все дружно встали
Мы прислушались! Как тихо!
Взрослые дети!
Прошу вас, садитесь!

4. История создания картины. Сообщение учащихся. Приложение 2

5. Беседа по картине И.Э. Грабаря “Февральская лазурь. Слайд 7

- Что означает слово “пейзаж”? (Пейзаж – рисунок, картина, на котором изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам)

- Как вы объясните значение слова “лазурь” (Это светло-синий цвет, голубая, или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

- Подумайте: что общего между стихотворением С. Есенина “Берёза” и полотном И. Э. Грабаря “Февральская лазурь” (Сходство в том, что они сумели в самом обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное и красивое. С. Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками)

- Что вы можете сказать про цвет неба? Когда такое небо бывает в феврале? (Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили ещё какие-то краски, и цвет получился чистый, нежный, будто от него идёт какое-то радостное сияние)

- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? (На солнечный день указывает и прозрачная берёзовая роща, и подтаявший сиреневатый снег, и длинные тени берёз)

- Рассмотрите берёзы, как они расположены? Почему? (На переднем плане высокая, раскидистая берёза, а на заднем - молодая роща, чтобы она не мешала видеть берёзу с толстым стволом)

- Почему при описании лучше излагать содержание в настоящем времени? (Это оживит рассказ)

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать повторов (тавтологии).

V. Коллективная работа над планом и текстом сочинения. Подбор опорных слов для написания сочинения. Приложение 3.

- Назовите части текста. (Вступления, основной части и заключения) Слайд 8

План сочинения Словарно-стилистическая работа
I. Вступление

- О чём расскажем во вступлении?

- Подберите синонимы к словам: художник, создаёт, картина

Игорь Эммануилович Грабарь – известный ....

известный художник – пейзажист;

тонкий знаток русской природы;

живописец;

мастер – кисти;

художник;

картина, полотно, репродукция;

создаёт, пишет

II. Основная часть (максимальное количество предложений)

- Чему посвящена картина?

На картине “...” изображена ...какую он сам наблюдал в один из ....

Зимних февральских дней;

Чудесных дней

- Без чего трудно представить себе описание зимнего пейзажа? (Нужно рассказать о небе, о дне, о снеге) Лучезарный, ясный, солнечный, морозный.

Сине-лазоревое, голубоватое, чистое, высокое, на небе ни облачка.

Снег блестит, сверкает, переливается огнями.

 

- Что изображено на переднем плане? На переднем плане я вижу......

Берёзы: величественные, белоствольные, раскидистые, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая, огромная берёза, могучая, гордая, похожи на застывшие фонтаны.

- Что изображено на заднем плане? ...как бы отодвинул ...на ..., чтобы она не мешала видеть ...берёзу.

Роща: молодую рощу; прозрачна, хрустальна, залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

- Цветовое решение картины. ...пишет чистым цветом; ..., ..., ..., ..., ... цвета удивительно сливаются и превращаются в плотную поверхность снега; глядя на ..., мы понимаем, что зима ...; подтаявший снег, длинные тени.
III. Заключение (1 – 3 предложения).

- Последнее предложение должно быть ярким и ёмким. А главное – в нём должно прозвучать общее настроение нашего сочинения. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Смотришь на картину “...” , чувство радости, восхищения природой;

VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения по плану. Слайд 9

План

  1. “Февральская лазурь” - одна из лучших картин И.Э. Грабаря.
  2. Описание берёзы на переднем плане
  3. Описание берёзовой рощи на заднем плане.
  4. Цветовое решение картины.
  5. Настроение, которое вызывает картина.

VII. Самопроверка.

VIII. Итог урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Как была создана картина И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”?

- Какие чувства передал художник?