Цель:
- познакомить учащихся с основными понятиями
- Россия
- Родина
- Малая Родина
- патриот
- отечество
- Президент
- государственные символы: герб, флаг, гимн
- воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу;
Задачи:
– в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;
– в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе;
– в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;
– в области умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.
Оборудование
- выставка книг о России, флаг, герб, карта мира, политико-административная карта РФ;
- презентация,
- песня “С чего начинается Родина?”
- гимн Российской Федерации
Ход урока
I. Орг момент.
Прослушивание песни “С чего начинается Родина?...” (музыка: В.Баснер, слова: М.Матусовский)
II. Постановка учебной задачи.
- Ребята, вы прослушали песню. О чём она?
Учитель читает стихотворение З.Александровой “Если скажут слово Родина...” (Демонстрация слайда 1 презентации.)
- Кто знает, как называется наша Родина?
III Работа по теме.
- Правильно, наша Родина называется Россией или Российской Федерацией.
На доске висит карта.
- Посмотрите на карту Российской Федерации. Территория нашей страны огромна. (Демонстрация слайда 2 презентации.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. На свете много разных стран, но есть одна страна: от белых льдов до тёплых рек раскинулась она. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают. Посмотрите внимательно, я вам покажу границу нашей страны.
Учитель раздаёт детям контурные карты, ученики под руководством учителя отмечают красным карандашом границы Российской Федерации.
- В каждой стране есть главный город. А какой самый главный город нашей страны? (город Москва.)
Демонстрация слайда 3.
- Москва-столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание, которое является символом столицы, это - Кремль.
Демонстрация слайда 4.
- В Кремле работает правительство нашей страны во главе с президентом. Как зовут президента нашей страны?
Демонстрация слайда 5.
- Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы. Что относится к государственным символам? (герб, гимн, флаг)
- Флаг, и гимн, и герб имеет и Российская держава. И, как все символы, они Жизнь нашу отражают.
Демонстрация слайда 6.
- Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово “герб” в переводе означает “наследство”. В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? (ответы детей) Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе – держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. Орёл - символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. А сейчас давайте попробуем с Вами собрать герб России. У Вас на партах находятся конвертики, в которых находятся пазлы. Вам необходимо собрать герб России.
- Скажите, а де можно увидеть изображение герба? (на флагах, монетах, печатях, паспортах и других государственных документах)
Учитель раздаёт детям монеты, ученики рассматривают герб страны.
- Ещё одним символом нашего государства является флаг. Раньше люди использовали шест, к которому прикреплялось полотно. Оно было красного цвета и придавало мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – “знамения”. Так и появилось слово “знамя”. Какого цвета российский флаг?
Демонстрация слайда 7.
На Руси три цвета имели следующее символическое значение.
Демонстрация слайда 8.
Синий цвет - небо, верность. Белый цвет-мир, чистота, благородство. Красный цвет-отвага, героизм, великодушие. Российский флаг – это символ доблести и чести народа. Когда поднимают государственный флаг люди встают. Государственный флаг постоянно развевается над зданием администрации президента. Ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище.
Практическая работа: ученики наклеиваю и полоски цветной бумаги на контурную карту.
Еще одним символом является гимн. Гимн – главная государственная песня, в которой отражена народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые. Автор слов гимна России – знаменитый писатель Сергей Михалков.
Демонстрация слайда 9.
Вам знакомы его стихи – “Дядя Стёпа”, “Мой щенок” и многие другие. Автор музыки гимна России – композитор А.Александров. Государственный гимн исполняется во время торжественных мероприятий.
Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину. Давайте послушаем отрывок из гимна РФ. (Все слушают стоя.)
Демонстрация слайдов 10-13.
IV. Закрепление изученного.
Учитель:
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.
- А как называется ваша малая Родина?
Ученики рассказывают, где они родились.
- Раньше солдаты, уходя на войну, брали собой горсть родной земли, т.к. верили в её охранительную силу.
- Итак, главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.
V . Подведение итогов.
- Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины. Помните, дети, что “Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве”.
VI Орг. конец.