Работать с родителями трудно. Дети – самое дорогое, что есть у человека и потому настороженность, с которой встречается все новое, касающееся их ребенка, вполне оправдана. Мировоззрение сегодняшних родителей в огромной степени складывается средствами массовой информации и понятно, что для подавляющего большинства это не православные каналы и интернет-сайты. Поэтому, работа учителя основ православной культуры начинается задолго до того, как он войдет в класс, чтобы провести первый урок. Работа эта направлена на взаимодействие с родителями. Здесь важно все: и личный авторитет учителя, предполагающего вести курс ОПК, и работа педагогов начальной школы, и позиция администрации в отношении курса, и конечно, грамотно проведенное родительское собрание по выбору курса ОРКСЭ.
Из опыта работы знаю, что есть три категории родителей: первая-это атеисты (по крайней мере, таковыми они считают себя сами) и попытка убедить их выбрать модуль основы православной культуры напоминает ситуацию, описанную в библейской притче о сеятеле. Зерна убеждения в необходимости знать многовековую православную культура своей страны попадают на каменистую почву непонимания и смещенных нравственных приоритетов. И говорить о ростках взаимного сотрудничества в рамках модуля основы православной культуры здесь не приходится совсем.
Вторая категория-это люди верующие, посещающие церковь. С ними проблем не возникает: свой выбор в пользу православной культуры эти родители делают осознанно и благожелательно. Третья группа, пожалуй, на сегодняшний день, самая многочисленная. Люди крещены и не отвергают Бога, но суета и забота о хлебе насущном не дает им глубже вникнуть в православие и его культуру. И своей главной задачей на родительском собрании я считаю - помочь именно этим родителям выбрать для своих детей обучение основам православной культуры.
На родительском собрании по выбору курса ОРКСЭ очень важно снять напряжение между родителями и педагогами, возникающее по причине внушаемого некоторыми средствами массовой информации мнения - якобы, детей хотят втянуть в религию, поставить всех молиться на коленях в церкви. Здесь немаловажным является наличие уже сложившихся отношений между учителем, предполагающим вести курс православной культуры и родителями и как результат этих отношений - взаимное доверие.
Необходимо объяснить родителям разницу между понятиями Православная вера и Православной культура. Иногда, по просьбе родителей, провожу небольшой ликбез на тему “Что такое культура”. Культура копит опыт человеческих удач и неудач и передает его из поколения в поколение в рамках одной семьи, группы людей или целой страны. Через этот опыт человек контролирует свои поступки, регулирует отношения в семье, строит принципы воспитания детей и, и по большому счёту, определяет для себя рамки добра и зла. Привожу примеры различий в отношении к женщине, отношении к природе к природе, в традициях питания в восточных культурах и культуре Православия.
Вера-это личное дело семьи, а знать культуру, в рамках которой Россия существует более тысячелетия, нужно. Говорю о нравственных принципах православия – не убий, не укради, почитай отца и мать твоих, не завидуй. Спрашиваю: если мы в школе, в помощь вам, родители будем учить детей добру, разве это плохо? Нередко у родителей возникает аргумент: добру можно учить и в рамках модуля светская этика. Здесь неизменно отвечаю словами, услышанными от православного священника, настоятеля одного из храмов нашего города. Да, светская этика учит быть толерантным, дорожить дружбой, уважать своих родителей. Говорит, что лгать и воровать – это плохо, а быть порядочным – хорошо. Только вот в жизни дети часто видят обратное: вор и обманщик обеспечен и доволен, а честный человек еле-еле сводит концы с концами. Так почему надо быть честным, спрашивают они. Почему нельзя украсть, даже, если никто не узнает. Почему нужно почитать родителей, независимо от их статуса и образа жизни. Светская этика на этот вопрос ответить не может… А православная культура может. Потому что – грех. Понятие греха является главным контролирующим фактором поступков православного человека. И именно это понятие проходит красной нитью через весь курс модуля “Основы православной культуры”.
Важно так же донести до родителей мысль, что, несмотря на православную тематику курса, детей не будут вовлекать в совершение религиозных обрядов и участие в церковных богослужениях. Профессиональный педагог никогда не позволит себе перейти грань, допустимую преподаванием в светской школе.
И вообще, чувство деликатности, умение ненавязчиво, но доходчиво донести необходимость изучения своей многовековой культуры, очень важны в работе с родителями. Только в таком случае можно рассчитывать на здоровое сотрудничество с родителями и детьми и на повышение их интереса к основам православной культуры. Что в конечном итоге решает главную задачу - улучшение нравственного здоровья общества.