Проектная деятельность на уроках английского языка в условиях ФГОС

Разделы: Иностранные языки


Сегодня в центре внимания – ученик. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в начальной школе. Это на только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания.

В условиях реализации ФГОС – проектная деятельность учащихся приобретает особое значение. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребёнка, учить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а дать возможность применять их на практике. Проектная деятельность предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта

Совместная работа группы учащихся над проектом – неотделима от активного коммуникативного взаимодействия школьников. Проектная работа является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата деятельности над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • Повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование чувства ответственности;
  • Создание условий для отношения сотрудничества между учителем и учащимся.

Классификация проектов может проводиться по числу участников:

  • Индивидуальные (личные);
  • Парные;
  • Групповые.

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • Исследовательские;
  • Творческие;
  • Игровые;
  • Информационные;
  • Социально-значимые.

Критерии оценки проекта:

  • Оформление проекта – наличие рисунков, аккуратность;
  • Содержание проекта – соответствие теме, наличие оригинальных находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала;
  • Представление проекта – правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении.

Проектная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции на элементарном уровне при обучении иностранному языку на начальном этапе. Использование метода проектов на уроках помогает научить школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать о себе и побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение.

Проект позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому – более эффективным. Учащиеся с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения дети многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как учебное задание, а как поощрение. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные способности. Уже в начальной школе ребята получают навыки работы со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации и, конечно, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе на следующем этапе обучения в основной школе.

  • Во 2 классе работаем над проектами по темам: “Моя семья”, где дети закрепляют лексику по теме: “Семья”, и употребление конструкции “I have got...”; пишем книгу “Му АВС”, во время работы над проектом учащиеся составляют книгу – азбуку, подбирая на каждую букву слово и иллюстрацию; также выполняем проект “Весёлая закладка”, где учащиеся изготавливают закладки и пишут небольшие рассказы-загадки о своих домашних питомцах.
  • В 3 классе проекты усложняются по форме и по содержанию, они продолжают оставаться краткосрочными, не выходящими за рамки одной лексической темы. Темы проектов в 3 классе: “Меню”, “Открытка ко дню рождения”, “Письмо”.
  • В 4 классе дети работают над проектами “Сказка”, “Рассказ о каникулах в волшебной стране” и другими.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельная работа. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. У детей постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

Таким образом, мир новейших технологий занимает все большее место в преподавательской деятельности. Использование их на уроках иностранного языка – это огромный труд, но он себя оправдывает.