Закаливание детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.

Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце.

При закаливании вообще, а в детском возрасте особенно надо руководствоваться следующими правилами:

  1. Соблюдать постепенность при применении средств закаливания (снижение температуры воздуха в помещении, облегчение одежды).
  2. Систематически использовать разнообразные средства закаливания (свежий воздух в помещении, прогулки достаточной длительности, облегченная одежда, специальные процедуры и др.).
  3. Учитывать состояние здоровья и индивидуальную чувствительность детей.

Начатые мероприятия не следует прерывать без достаточных на то оснований, иначе образовавшиеся условные рефлексы разрушатся. Необходимые условия закаливания — внимательное наблюдение воспитателя, руководство и контроль врача.

Как же следует разумно использовать естественные факторы природы? Наиболее доступным в детском учреждении является закаливание воздухом. Воздух в помещении всегда должен быть свежий. С этой целью во время прогулки или сна детей на воздухе в комнатах проводится сквозное проветривание. Кроме того, даже в присутствии детей в помещении периодически открываются форточки, а с потеплением наружного воздуха и окна.

В целях закаливания используются также воздушные ванны. Первые воздушные ванны проводятся в помещении, чтобы на ребенка действовал воздух определенной температуры (20—22°С). Воздушные ванны для самых маленьких детей повторяются 2—3 раза в день и сочетаются с перепеленыванием, со сменой одежды, причем в холодное время года они проводятся вблизи источников тепла.

По мере роста детей продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивается — с 3—4 до 10 мин к концу первого года жизни: воздушные ванны повторяются 2—3 раза в день и приурочиваются к переодеванию детей после сна.

Постоянные прогулки, занятия физическими упражнениями и дневной сон на открытом воздухе — все это должно быть непременным условием воспитания в детском саду. Надо приучить детей играть, заниматься, есть и спать в теплую погоду при открытых окнах, в холодную — при открытых форточках (фрамугах).

Как предусмотрено режимом детского сада, дети должны быть на свежем воздухе в холодное время года не менее 3—4 часов в день. Зимой, в морозные дни (—20 —25°С) приходится сокращать длительность прогулок, но нельзя совсем лишать детей пребывания на воздухе. В такие морозы можно выводить детей на улицу два-три раза в день на короткое время (15— 30 мин). При этом надо следить, чтобы дети были достаточно тепло одеты. Необходимо, чтобы пальто было теплым, но легким и по росту ребенку; валенки невысокими, чтобы они не затрудняли движений детей.

Прогулку следует организовать так, чтобы дети больше двигались и вовремя сменяли подвижную деятельность на спокойную. В очень холодные дни, особенно в северных районах, детей во время прогулки необходимо, если они озябли, вводить на короткое время (около 5 мин) в вестибюль погреться.

Летом жизнь детей переносится на воздух. В теплые солнечные дни одежда детей постепенно облегчается, и, наконец, дети остаются в трусиках, легкой обуви, а если позволяет почва, босыми. С наступлением жары в такой одежде дети ходят в течение всего дня. Для проведения воздушных ванн в прохладную погоду организуются игры большой подвижности, а в теплую погоду — менее подвижные.

Воздушные ванны в дождливые дни переносятся на веранду, под навес или в помещение с открытыми окнами. Воздушные ванны для маленьких детей начинают летом с 5 мин и доводят до 12—20 мин, для детей средней и старшей групп — до 30 мин. Удобнее всего проводить их перед водными процедурами.

Закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка. При выборе одежды необходимо учитывать деятельность детей, например, на время подвижных игр с интенсивными движениями одежду следует облегчать (при этом надо быть очень внимательным к состоянию здоровья каждого ребенка, учитывать условия, в которых проходит игра: нет ли ветра и т. п.). Воспитатель внимательно следит и за тем, как дети одеты в помещении. При нормальной температуре достаточно, если на ребенке рубашка или майка, трусы и колготки, платьице на девочке, костюмчик на мальчике. Старшие дети (4—6 лет) могут быть в носках или гольфах. Важно, чтобы на ногах были туфли или легкие ботинки с каблучком. Нельзя допускать, чтобы в помещении дети ходили в теплых тапочках на войлочной подошве или после прогулки оставались в рейтузах, фуфайках, теплых ботинках.

При проведении водных процедур надо соблюдать основное правило: перед началом процедуры дети не должны охлаждаться.

Закаливающее влияние могут оказывать все гигиенические процедуры: мытье рук, ног, лица, тела ребенка — при правильной их организации. Надо постепенно приучать детей, с одной стороны, к более низкой температуре воды, с другой — к постепенному воздействию воды на все большие участки тела. Малыши (2—3 лет) моют прохладной водой лицо и кисти рук, дети постарше моют лицо и руки до локтя, а старшие дошкольники обтирают влажной рукой шею и верхнюю часть груди (водой все более низкой температуры, но не ниже 16°С). Температура воды снижается постепенно.

Для подготовки организма маленького ребенка к обтиранию водой желательно ежедневно проводить сухие обтирания: тело ребенка растирается куском чистой фланели или другой мягкой ткани до появления легкого покраснения. После 2—3 недель сухого обтирания можно приступать к влажным обтираниям.

Приучать маленького ребенка к обтиранию водой следует с большой осторожностью. В группах детей раннего возраста эту процедуру целесообразнее проводить утром после пробуждения детей или после второго дневного сна, причем тело ребенка перед обтиранием должно быть теплым.

Начальная температура воды для обтирания — 33—32°С. Понижая температуру воды каждые 2—3 дня на 1°С, ее доводят до 25—22°С. Обтирание производится рукавичкой, хорошо впитывающей воду. Рукавичек должно быть столько же, сколько детей. Перед обтиранием рукавички кладут в таз с водой, а затем измеряют ее температуру. После употребления рукавички кипятят и просушивают. Сначала во время этой процедуры малышей покрывают теплым одеялом, оставляя обнаженной только ту часть тела, которая обтирается водой.
Обтирание нужно проводить в определенной последовательности: вначале руки (от кистей к плечам), затем грудь и живот. Положив ребенка на живот, обтирать спину, ягодицы и кожки. После обтирания каждая часть тела тотчас же вытирается досуха, а затем все тело ребенка растирается мягким сухим полотенцем до легкого покраснения, после чего ребенка завертывают или одевают в его обычную одежду. При проведении этой процедуры дети старше 8 мес. могут сидеть и лишь во время обтирания ножек им приходится лежать.

Систематическое обтирание в течение 2—3 мес. подготавливает детей старше года к летним обливаниям. Начальная температура воды должна быть 33—32°С; ее снижают через каждые 2—3 дня и доводят до 28—25°С. Ребенка ставят в таз или ванну и обливают из лейки с высоты 5—10 см, причем струю воды направляют на тело ребенка так, чтобы не намочить голову. После этого детей хорошо вытирают и растирают кожу до покраснения.

Душ для детей младше года не рекомендуется: он вызывает сильное раздражение нервной системы.

Начальная температура воды для обтирания детей младших и средней групп — 32° С, для старшей — 28° С. Через каждые два-три дня температура снижается на 1° и доводится до 18°С для средней группы и до 16° С для старшей группы. В случае вынужденного перерыва вода нагревается до той же температуры, что и в последний раз.

Для проведения обтирания следует все приготовить заранее: раздетые дети не должны ждать процедуры. Мальчиков и девочек рекомендуется обтирать отдельно. Обтирать тело ребенка надо по частям (руки, грудь, спина, ноги), с последующим вытиранием сухим полотенцем. Благотворное влияние обтирания заключается не только в действии воды, но и в массаже кожи. Старших детей надо приучать обтираться самостоятельно, привлекать их к подготовке к этим процедурам.

Хороший закаливающий эффект дает систематическое обливание стоп и нижней части голени прохладной водой. Ноги детей перед обливанием должны быть теплыми. Для обливания пользуются ковшом или лейкой так, чтобы смочить сразу всю обливаемую поверхность. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). Обливание продолжается 15—20 сек, после чего нужно насухо вытереть ноги мягким полотенцем. В летнее время, когда дети бывают грязными, сначала их моют теплой водой с мылом, а затем обливают прохладной водой.

В летних условиях общее обливание для детей всех групп проводится перед обедом. Температура воды для младших детей вначале —34—32 °С, для средних и старших — 30 °С; через каждые три-четыре дня ее снижают на 1° и доводят до 24°С в младшей и до 22°С в средней и старшей группах. Зимой в средней и старшей группах обливание можно продолжать при температуре воды 26°С.

После обливания дети досуха вытираются (зимой надо растирать тело ребенка более энергично). Температура воздуха в помещении, где проводится обливание, не должна быть ниже 18°С.

Осенью, зимой и весной для проведения водных процедур в детском саду можно установить наиболее удобное в данных условиях время (но не раньше чем через 30—40 мин после приема пищи). Следует помнить, что перед ночным сном эти процедуры проводить не следует. Самое удобное время — после дневного сна.

Зимой перед душем дети надевают резиновые шапочки, чтобы не намочить голову.

Заведующий должен заранее распределить обязанности между няней и воспитателем: кто из них будет проводить водные процедуры, кто вытирать после этого детей и т. д.

Для закаливания солнечными лучами совершенно необязательны специальные солнечные ванны, во время которых дети должны спокойно лежать, поворачиваясь через определенное время с одной стороны на другую. Солнечными ваннами можно считать и пребывание детей под лучами солнца во время прогулки.

Детей старше 1 года выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в течение нескольких дней их прогулка проводилась в светотени. Во время солнечных ванн дети могут спокойно играть. Воспитатель регулирует пребывание детей под лучами солнца: сначала 5—6 мин, а после появления загара — 8—10 мин; во время прогулки можно провести 2—3 солнечные ванны. Во избежание ожогов одежду детей облегчают постепенно: сначала они ходят в трусах и майках, затем только в трусах. Голова обязательно должна быть прикрыта панамой или косынкой.

Все мероприятия по закаливанию должны проходить под контролем врача. Он же проводит предварительный инструктаж для воспитателей и обслуживающего персонала, объясняет, как проводить ту или иную процедуру.

Список используемой литературы:

  1. Артюхов Ю.А. “Как закаливать свой организм”
  2. Гаврючина Л.В. “Здоровье сберегающие технологии в ДОУ”
  3. Праздников В.П. “Закаливание детей дошкольного возраста”
  4. Спирина В.П. “Закаливание детей”