Знакомство с языком программирования Паскаль. 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Технологическая карта изучения темы

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о структуре языка программирования Паскаль.

Задачи урока

обучающие: способствовать формированию знаний о структуре программы на языке Паскаль;организовать самостоятельную деятельность учащихся при решении заданий на правила записи арифметических и математических выражений на Паскаль;
развивающие: способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, памяти; развивать навыки коллективной работы;
воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний; формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы; воспитывать  положительное отношение к получению знаний, мотивам учения.

Планируемый результат

Предметные

- понятие языка Паскаль, операторы ввода, вывода и присваивания;
- уметь правильно составлять структуру программы на языке Паскаль;
- уметь записывать арифметические выражения на языке Паскаль.

Личностные

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
- осуществление поиска нужной информации.

Метапредметные

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- понимание роли и значения записи правильной структуры программы на ЯП Паскаль;
- сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний;
- сформировать умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Основные понятия

Язык программирования Паскаль, операторы ввода, вывода и присваивания, правила записи арифметических операций, математические функции в Паскаль

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

Презентация, проектор, рабочая тетрадь по основам алгоритмизации и программирования

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах

 

 

Технология проведения

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цель: "Включение" в учебную деятельность

Учительприветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.
Высказывание о ЯП  Паскаль.
Программирование помогает развивать структурность мышления.
Так как человеку просто необходимо уметь мыслить, размышлять, делать выводы, умозаключения, выстраивать логические цепочки. И эти умения пригодятся не только в учебной деятельности, но и при решении каких-либо жизненных ситуаций. Известный математик Блез Паскаль в свое время сказал следующее: «Все наше достоинство – в способности мыслить».
И мы с вами сегодня будем учиться мыслить, развивать свое мышление.

Готовят рабочее место, настраиваются на урок

 

 

Коммуникативные:
Приветствуют учителя
Личностные:
- самоопределение;
− смыслообразование;

II. Актуализация знаний
(2 мин.)
Цель: Подведение учеников к «открытию» новых знаний.

Вспомним определение понятия программирования.
Чтобы мы могли создать компьютерную программу нам необходимо знать?
Понятие языка программирования, виды языков программирования.

Слушают учителя и отвечают на вопросы

 

Программирование, язык программирования, виды языков программирования

Познавательные:
вспоминают изученный ранее материал: языки программирования

III. Выявление места и причины затруднения
(5 мин.)
Цель: Подведение учеников к цели урока.

Подробнее о языке программирования паскаль нам расскажет Пестова Е.
Исходя из сообщения, мы можем сказать, что тема нашего урока ….
Открываем тетради и записываем тему урока.
Озвучивает цели урока с помощью учащихся.

Слушают докладчика

записывают тему, проговаривают цели урока

 

История и назначение ЯП Паскаль

Познавательные:
Целеполагание
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей

IV. Построение проекта выхода из затруднения
(2 мин.)
Цель: составление плана урока

Исходя из темы урока и целей, мы с вами сегодня должны сегодня узнать:

  • Структуру ЯП Паскаль
  • Основные операторы Паскаль
  • Оператор присваивания
  • Знаки арифметических операций;
  • Математические функции Паскаль;
  • Порядок действий.

Повесить план работы на доску.

Внимательно слушают, высказывают свое мнение, составляют план работы

 

 

Регулятивные:
− планирование;
− прогнозирование;
Коммуникативные:
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

V. Реализация построенного проекта
(17 мин.)
Цель: "Включение" в целенаправленное действие

Ключевое слово язык Паскаль.
-Что же это за язык программирования Паскаль?

Учитель ставит проблему:
- Чтобы написать программу на языке паскаль нам необходимо знать?

У каждого ЯП есть своя структура.
Проговорить основные элементы структуры программы.

Вы сейчас самостоятельно в парах попробуете составить структуру программы на Паскаль, в этом вам помогут карточки, которые лежат у вас на столе. А мы потом все вместе проверим, что у вас получилось.
Разделить на пары.
Задание: сопоставить основные разделы программы со служебными словами на ЯП Паскаль.

Далее обсудить получившийся результат и записать правильную структуру программы в рабочей тетради с пояснениями.

Учитель ставит проблему:
- Из чего состоит алгоритм?
(из последовательности действий или команд)
Команду алгоритма, записанную на ЯП называют оператором.

Если вы откроете следующую страницу рабочей тетради, то увидите основные операторы ЯП Паскаль.

Вопрос:
- Назовите эти операторы.

По выбору учителя зачитывают из рабочей тетради индивидуально про каждый оператор (ввод, вывод, присваивание).

Более подробно мы сегодня поговорим об операторе присваивания.

Учитель ставит проблему:
- Что необходимо знать для правильной записи выражения на Паскаль?

Первое: Совместно обсуждаем, и учащиеся записывают основные арифметические операции.
Второе: С помощью преподавателя записывают основные математические функции в Паскаль.
Показать на доске пример записи математических функций на Паскаль.
Третье: Запишите в рабочих тетрадях порядок действий арифметических операций.

Отвечают, записывают в рабочей тетради

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

Выполняют задание в парах (подсказка в рабочих тетрадях)

 

 

 

 

Работа в рабочих тетрадях

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

Работа с рабочей тетрадью

 

Отвечают на вопрос

Работают с рабочей тетрадью

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

Работают с рабочей тетрадью

Работают с рабочей тетрадью

Работают с рабочей тетрадью

Работают с рабочей тетрадью

 

 

 

 

 

 

Работа в парах с карточками по составлению структуры программы на ЯП Паскаль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная работа в рабочих тетрадях – записывают последовательность записи арифметических операций

 

Понятие ЯП Паскаль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операторы ЯП Паскаль

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись основных арифметических операций на Паскаль

Математические функции на ЯП паскаль

Познавательные:
Подведение под понятие;
Смысловое чтение;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Извлечение из текста информации.
Регулятивные: планирование, составление плана и последовательности действий
Коммуникативные:
Сотрудничество со сверстниками; принятие решения и его реализация.

VI. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи (5 мин)
Цель: "Включение" в тренировочную деятельность

Учитель организует работу учащихся в группах, инструктирует.

 

Работа в тетрадях (группы)
Запись ответа на доске

Задание: каждой группе по одному примеру

 

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.
Познавательные:
выполнение действий по алгоритму;
Коммуникативные:
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Личностные:
− осознание ответственности за общее дело;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
Цель: "Включение" в продуктивную деятельность.

Практическая работа в тетрадях. Учитель организует работу учащихся, инструктирует.

 

Выполняют работу в тетрадях индивидуально; самопроверка с доской и самооценка

Практическая работа в тетрадях (3 примера)

 

Регулятивные:
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- контроль, оценка, коррекция.
 Познавательные:
выполнение действий по алгоритму;
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)
Цели:
для учителя: получение данных для корректировки или индивидуализации обучения;
для ученика: самоопределение, постановка личных и познавательных задач.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Предлагает сделать вывод по уроку:
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
Анализирует и оценивает работу учащихся на уроке.
Дает домашнее задание
Выполнить задания практической работы №5.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока. Определяют степень своего продвижения к цели.
Воспроизводят тему и задачи урока.
Рефлексируют по заданным вопросам. Записывают домашнее задание

 

 

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:  
- рефлексия способов и условий действия;
− контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Личностные:
− самооценка на основе критерия успешности;
− адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Приложение 1

Приложение 2