Цель: Помочь родителям преодолеть стереотипы в воспитании и особенностях развития познавательных способностей дошкольников.
Задачи:
- Способствование развития умения родителей дифференцировать способы и методы дополнительного образования в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей развития.
- Углубить знания родителей об особенностях развития познавательных способностей дошкольников.
- Отработка полученных знаний в практической деятельности.
Оборудование: цветная бумага, бланки «Шаржи», ножницы, клей, мягкая игрушка.
Ход мероприятия
Вводное слово
Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Итак,
ХОРОШО: уметь играть:
- Усваиваются первичные нравственные нормы
- Появляются элементы партнёрского общения
- Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим
- Рефлексия своих поступков через реакцию другого ребёнка
- Соблюдение правил очерёдности, соподчинение мотивов
ПЛОХО не уметь играть:
- Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям
- Непоседлив и возбудим
- Допускает небрежность в выполнении монотонных операций
- Лжёт в целях самозащиты
- Игры по «шаблону»
- Простые манипуляции с предметами
В жизни ребенка старшего дошкольного возраста важное место занимает подготовка к школе. Где лучше проходить подготовку: в подготовительных классах при школе или в центрах развития ребенка? В каком возрасте лучше начать систематическую подготовку к обучению: в 5 или 6 лет? Эти вопросы беспокоят как родителей, так и воспитателей. Ведь оттого, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит будущее благополучие ребенка в школьной и взрослой жизни, эмоциональное самочувствие не только ребенка, но и всех членов семьи.
Но, к сожалению, часто родители не понимают, что работа с дошкольниками не должна ограничиваться только развитием учебных качеств и умений. Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимы также психологическая и личностная готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.
ХОРОШО: развивать с пелёнок:
- Получать знания об общей картине мира
- Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы
- Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять
- Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений
- Уметь устанавливать зависимость между причиной и следствием.
ХОРОШО использовать игры:
- изменять существительные по числам;
- рассказывать по картинкам;
- выделить части из целого;
- находить «сходство и различие»;
- «составить предложение из трёх слов»;
- называть одним словом группу предметов;
ПЛОХО развивать с пелёнок:
- Учим ребёнка различать буквы – в 5-6 лет буквы несут зрительную информацию, а не звуковую – это просто рисунки, имеющие определённые названия
- формирование зрительной системы только к 10-12 годам – при нормальном освещении читать только написанное крупным шрифтом.
- К 6-7 годам происходит становление знаково-символической функции мозга – буква не как знак, символ, а как рисунок – м – мама, н – ноги, поэтому при раннем обучении работают с целыми словами – создаём образ слова – опираемся на образное мышление – создаём развивающую среду.
Что необходимо отработать в акте письма
- зрительные и зрительно-пространственные представления о букве;
- тонкие движения руки;
- плавность перехода от одного элемента к другому
- соотнесение звука и буквы
- у детей с высоким воображением – лучше почерк
Социальная ситуации развития — главный компонент структуры возраста, характеризующий специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой. Она определяет то, как ребенок ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.
Уважаемые родители, о поведении, темпераменте, характере детей очень много исследований, книг и статей, наверняка, каждый из вас их читал. – Так, давайте вместе сделаем выводы, что мы с вами не хотим видеть в наших детях, какое поведение не приветствуем? (родители отвечают, а ведущий записывает на доске)
– А какое поведение хотим видеть? (родители отвечают, а ведущий записывает на доске)
Спасибо, вам, большое!
Мастер-класс. Практическая часть.
Чтобы закрепить полученные знания, давайте попробуем, сделать портрет «Идеального ребёнка».
Перед вами шаржи, рожицы, вырезайте и создайте портрет каков ваш ребёнок, каким вы его хотели бы видеть или каким он может стать. (родители вырезают и наклеивают шаржи)
Мастер-класс. Заключительная часть.
Мастер-класс подошел к завершению.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Насколько мастер-класс был полезен?
- Что нового Вы для себя открыли?
- Какие вопросы для Вас оказались наиболее актуальными?
- Примените ли Вы полученные знания в развитии вашего ребёнка?
Литература:
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолевать трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2005.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2004.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребёнка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие/Под науч. ред. Б.С. Волкова – М.: Издательство «Ось-89», 2004.