Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать условия для закрепления знаний учащихся о согласных звуках [л], [л’], буквах Л, л; навыков слогового чтения;
  • способствовать развитию речи;
  • развивать умение работать с текстом.

Метопредметные результаты

Регулятивные УУД: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.

Познавательные УУД: научиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выявлять при решении учебной задачи известное и неизвестное; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные действия: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты: сформировать положительное отношение к школе и учебной деятельности; проявлять интерес к учебному труду.

Оборудование: учебник по обучению грамоте «Азбука» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградовой, М.В. Бойкиной, карточки с буквами, сигнальные светофоры, мультимедия, презентация, «Лента букв».

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

Психологическая установка на работу.

Приложение 1. Слайд   1.

– У меня хорошее настроение, потому что мы вместе.
– Улыбнитесь друг другу!
– Подарите и мне вашу улыбку!
– Улыбка украшает человека, дарит настроение радости. Чтобы на уроке было радостно и работали с настроением, начнем его с речевой разминки.

2. Артикуляционная гимнастика

Слайд  2.

– Напоминаю, что при произношении чистоговорки хорошо работаем губами и языком.
1. Прочитайте про себя по моей указке
2. Шепотом
3. Громко
4. Убыстряя темп (3 раза)
– Молодцы!!!
– Так же дружно продолжаем урок с парной работы, которая поможет сформулировать тему урока.

3. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности

Слайд  3.

– Ребята, посмотрите на экран.
– Что вы видите? (Ответ: буквы)
– Прежде чем работать в парах и выполнять задание, напоминаю:

1. В разговоре участвует каждый ученик
2. Говорите спокойно, ясно, по делу
3. Можно в речи использовать предложения:
«Ты согласен?»
«Не возражаешь?»
«Почему ты так думаешь?»
– Ну а сейчас, друзья мои, слушайте задание!
1. Прочитайте грамотно буквы
2. Разделите их на 2 группы.

Проверка:

– Прочитайте первую группу, которая у вас получилась (а о у ы и)
– Прочитайте вторую группу (с н к л)
– По какому признаку разделили? (Ответ: гласные и согласные)

Оценка деятельности детей.

– Ребята, покажите знаком «плюс», если вы согласны.
– Назовите букву, с которой вчера познакомились (Ответ: «л»)
– Какие звуки она обозначает? (Ответ: [л], [л’])
– Ну а теперь, друзья мои, подумайте, о чем же пойдет речь на уроке, чем будем заниматься.
Дети называют тему урока.

Слайд  4.

– Ребята, попробуйте, отталкиваясь от темы урока и опорных слов, определить цели нашего урока.
А в этом вам поможет начало предложения на слайде.

Слайд  5.

– Будем, дорогие друзья мои, следовать нашим целям, а в конце урока каждый подумает, смог ли достичь этих  целей.
Вспоминаем пройденный материал.

Игра «Мозговая атака»

– Из чего состоит наша речь?
– Что вы знаете о предложении?
– Из чего состоят предложения?
– Что вы знаете о словах в предложении?
– Составьте предложение из 4 слов о школе.
– На что делятся слова?
– Какие бывают слоги?
– Слова можно представить в виде звуков.
– Что знаете о звуках?
– Какой звук может образовывать слог?
– Назовите признаки гласных звуков
– Чем на письме обозначаются звуки?
– Что знаете о буквах?

Работа с «Лентой букв»

– Назовите гласные буквы, которые обозначают твердость впереди стоящего согласного звука.
– Назовите согласные буквы, которые обозначают парные глухие согласные звуки.
– Покажите, какое место на «ленте букв» занимает буква «Л».
– Назовите еще раз какие звуки она обозначает.
– Дайте характеристику звуку [л’]

4. Закрепление опорных знаний и способов деятельности

Слайд  6.

– Друзья мои, посмотрите на экран.
– Назовите слова, в которых слышится звук [л’] в начале слова, в середине, в конце.
– Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых есть звук [л’] и звук [л]? (Ответ: линейка, ластик)
– Молодцы!!! С настроением работаем.
– Попробуем теперь прочитать слоги и слова с пройденными буквами.

Слайд  7.

– Назовите слоги, где есть буква, которая обозначает мягкий согласный звук.
– Дополните слог сли… другим слогом, чтобы получилось слово. ( Ответ: слива)
– Прочитайте слова. (Ответ: стол – столик)
– Когда говорят столик?
– Как называются слова стол и столик? Почему? (Ответ: родственные)
– Сколько слогов в слове столик? Почему?
– Поставьте ударение.
– Составьте любое по цели высказывания предложение.

Слайд  8.

Игра «Превращение слов»

– Поменяйте местами буквы, чтобы получились новые слова (колос – сокол).
Ученик рассказывает подготовленное сообщение о птице сокол.
– Ребята, вы внимательно слушаете, а потом скажите, что интересного вы узнали об этой птице?
– Какое для себя сделали открытие?

Слайд  9.

Парная работа

– Продолжаем работать со словами. Ребята, мы вспоминали, что слово можно представить в виде звуков при помощи слого-звуковой схемы.
– Не забудьте о правилах работы в парах.

Задания для работы в парах:

  • Подберите картинку к схеме. Объясните, почему вы так думаете.
  • Придумайте свое слово к данной схеме.

Проверка.

Результаты работы в парах дети оценивают знаками «+», «– ».

Слайд  10.

Игра  «Составь слово»

– Много интересных слов в русском языке, а теперь сами попробуйте догадаться, что это за слово, от которого убежали 2 буквы (ответ: лук/лак/люк и т.д.)
– Вы, ребята, назвали слово «лук». А что оно может обозначать? (ответ: овощ, оружие, из которого стреляют стрелами)

Работа с учебником «Азбука» (стр.60)

– Прочитаем предложение и подумаем:
– Какой у Нины лук?
– А у Толи?

Физкультминутка

Работа с текстом

Работа с учебником «Азбука» (стр.62-63)

– Прочитайте слова.
– Подумайте, что общего у этих слов. ( Ответ: имена собственные)
– Прочитайте текст, в котором есть эти имена.
– Чем текст отличается от предложений?
– О ком этот текст?
– Что было в руках у девочек? (Ответ: скакалки)
– Как сказать по-другому? (Ответ: прыгалки)
– Какова тема текста?
– Придумайте заголовок к этому тексту.
Выборочное чтение.
– Найдите и прочитайте, что делали девочки.
Развитие связной речи.
– Расскажите о своей любимой игре.
– Внимательно слушайте и потом скажите, чей рассказ понравился и почему.

5. Подведение итогов урока

Слайд  11.

– Используя опорные слова на слайде, вспомним, какие цели ставили.

6. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

– Оцените себя.
– Возьмите свои  светофорчики-смайлики и оцените свою работу на уроке нужным цветом:

  • Зеленый – я все понял, мне было интересно.
  • Желтый – мне не все было понятно, но я постараюсь на следующем уроке разобраться.
  • Красный – мне было трудно, я не во всем разобрался. Нужна помощь учителя.

Слайд  12.

– Ребята, наш урок подошел к концу, с каким настроением вы уходите с урока?
– Продолжайте работать так же на остальных уроках.