Урок окружающего мира по теме «Почему радуга разноцветная?». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УМК:  «Школа России»

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:  Плешаков А.А., «Окружающий мир 1 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2, рабочая тетрадь к учебнику,  «Первоклассная газета» №4 Тема номера: Радуга, «Что такое. Кто такой» том 3, Издательство Педагогика – Пресс» Москва, 1994, «Словарь русского языка» С.И.Ожегов, Москва,1990; компьютер, презентация по теме урока, видеоролик «Радуга», цветные карандаши и цветные полоски (7 цветов радуги) для учащихся, диски.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют
–  регулятивными УУД:самостоятельно организовывать рабочее место – 2 уровень,  ставить учебные цели, осуществлять самоконтроль – 1 уровень; формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов  – 2 уровень; осуществлять проверку работ в группе, корректировать выполнение задания в группе – 1 уровень.
–  познавательными УУД: осуществлять поиск информации в интернете, учебной, справочной и иллюстративной литературе, в толковом словаре – 1,2 уровень; ориентироваться в учебнике – 2 уровень, выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
–  коммуникативными УУД: слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполнять роли в группе, эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль,  – 1 уровень.
–  личностными УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (1,2 уровень).
У большинства  учащихся недостаточно сформированы:
– коммуникативные УУД:
задавать вопросы, уточнять непонятное, сотрудничать с одноклассниками, выполняя свою роль;
– регулятивные УУД:
адекватно оценивать свои действия, вносить коррективы;
– личностные УУД:
определять ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

самостоятельно организовывать своё рабочее место

2 уровень – выполнение действий с взаимопроверкой

определять цели учебной деятельности на уроке

1 уровень – выполнение под руководством учителя

понимать и определять  понятия «радуга», «лунная радуга», «туманная радуга»

1-2 уровень – понимание, адекватное употребление в речи, выборочно – воспроизведение 

называть цвета радуги в правильной последовательности

2 уровень – узнавание

Отображать цвета радуги в правильной последовательности

2 уровень – воспроизведение действий по алгоритму

осуществлять самоконтроль и самопроверку, вносить необходимые изменения

1 уровень – выполнение под руководством учителя

Регулятивные

 самостоятельно ставить новые учебные задачи путём задавания вопросов о неизвестном

2 уровень – самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

 планировать собственную деятельность, определять средства для её осуществления

1,2 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

 извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов

1,2 уровень – самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

 Познавательные

 структурировать информацию в виде схемы

2 уровень – совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Осуществлять поиск информации в интернете, в словаре, в учебной и справочной литературе

2 уровень – выполнение действий в паре, в группе

эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

1 уровень – выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Коммуникативные

 участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

1 уровень – выполнение под руководством учителя

выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи

2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе

высказывать своё мнение, выслушивать мнение одноклассников

1,2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе

Личностные

развивать эстетические чувства в отношении к природе и окружающей среде

2 уровень – самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

принимать учебные цели, проявлять желание учиться

1 уровень – выполнение под руководством учителя

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Оргмомент (1 мин.)

Проверить готовность класса к уроку

 

 

Приветствует учеников, начинает урок.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Мотивационно-целевой этап (9 мин.)

• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты  имеющихся знаний;
• вызвать познавательный интерес к проблеме;
• организовать  самостоятельное  формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблемной ситуации сомнения

Фронталная

Индивидальная

Фронтальная

 

 

Индивидальная, фронтальная

1. Показ ролика о радуге в природе.

2. Просит назвать чувства, возникшие при просмотре

3. Предлагает детям вспомнить, что они уже знают о радуге

4. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями

1. Обдумывают информацию

2. Высказывают о возникших чувствах при просмотре ролика.

3. Воспроизводят в устной форме известные сведения.
Обнаруживают неполноту своих знаний.

4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения (цель)

Познавательные УУД:
воспроизводить знания в устной и графической форме
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное
Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап (3 мин.)

•  организовать  самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

Групповая, фронтальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий

Регулятивные УУД:
планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследовательский этап (15 мин.)

• организовать поиск решения проблемы

Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов)

Индивидуальная
Фронтальная
Индивид.,, фронтальная
Фронтальная
Индивидуальная

1. Выдает тексты для чтения, координирует действия учащихся
2. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном
3. Организует самостоятельное чтение текстов с целью поиска ответа
4. Помогает создать радугу в классной обстановке

1. Читают отрывки из учебника

2. Изучают тексты Первоклассной газеты
3. Читают текст, выделяют в нем необходимую информацию, делают выводы
4. Воссоздают радугу в классе

Познавательные УУД:
– искать и выделять необход. информацию;
– выборочно пересказывать текст;
– структурировать знания;

– строить логическую цепь рассуждений, доказывать;
– формулировать вопросы
– формулировать выводы

Практический этап (13 мин.)

• обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Решение творческой задачи

Групповая

Предъявляет задачу на нахождение  на хождение ответов на вопросы

Обсуждают условия и решение задачи, формулируют ответ
Делятся полученной информацией, проводят практическую работу с дисками

Познавательные УУД:
– подведение под понятия, выведение следствий
Предметные УД:
– перечислять цвета радуги в правильной последовательности
Коммуникативные УУД:
– адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексивно-оценочный этап (4 мин.)

• осмысление процесса и результата деятельности

Выполнение задания в Рабочей тетради

Индивидуальная, работа в парах

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока
2. Предлагает выполнить задание в тетради, проверить ее в парах

1. Оценивают степень достижения цели
2. Самостоятельно выполняют задание, проверяют его друг у друга

Регулятивные УУД:
санкционировать факт завершения действий
Коммуникативные УУД:
адекватное отображение своих чувств, мыслей в  речевом высказывании

Цели:

  • формировать первоначальное представления о свете и цвете, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
  • учить перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
  • совершенствовать умение учащихся давать характеристику событиям и их участникам на основе анализа текстов учебника и документов;
  • обучать различным способам получения новых знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • воспитывать чувства товарищества и бережного отношения к своей жизни и здоровью, воспитание любви к природе;
  • способствовать стремлению укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Учебник:  Плешаков  А.А.Окружающий мир. 1 класс. (М.: «Просвещение» 2012г.)

Рабочая тетрадь: Плешаков  А.А.Окружающий мир. 1 класс. (М.: «Просвещение» 2012г.)

Оборудование:

1) «Первоклассная газета» №4,
2) «Что такое. Кто такой» том 3, Издательство Педагогика – Пресс» Москва, 1994,
3) «Словарь русского языка» С.И.Ожегов, Москва» Русский язык», 1990
4) компьютер, видеоролик «Радуга»
5) диск – приложение к учебнику 1 класса: Плешаков  А.А.Окружающий мир.
5) цветные карандаши, цветные полоски (по цветам радуги)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.

II. Мотивационно-целевой этап

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Почему и зачем?» На какие вопросы этого раздела мы уже нашли ответы? (Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок?)
– Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, который поможет определить тему нашего урока. (Идёт показ ролика «Радуга»).  
После показа, учитель задаёт вопрос:  
– Какие чувства вы испытывали при просмотре этого ролика? (Ученики делятся своими впечатлениями)
– Сформулируйте  тему урока. (На доске появляется тема «Почему радуга разноцветная?»).
– Что мы должны узнать? (На доске появляется план урока: 1) что такое  радуга?  2) как образуется радуга?  3) какая бывает радуга?  4) как увидеть радугу дома?  5) из каких цветов состоит радуга?)

III. Ориентировочный этап

– Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы?  (В учебнике, в интернете, у учителя, спросить у родителей, в справочной литературе.) (По просьбе учителя ученики формулируют цель деятельности – «найти ответы на интересующие нас вопросы».)
– Ребята, как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить её, ответить на вопросы? (Дети предлагают разделиться на группы.)
–  Итак, разделимся на группы (учитель называет группы и раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации).
– Все получили задание. Начинаем работать.  (Ребята пересаживаются в группы.)

IV. Поисково-исследовательский этап

Идёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с дисками.

1 группа ищет необходимую информацию в учебнике и отвечает на вопрос «Из каких цветов состоит радуга? Как их запомнить?» (учебник с.40)       
2 группа находит ответ на вопрос «Почему радуга разноцветная?» (учебник с.41)
3 группа находит ответ на вопрос «Что такое радуга?» в детской энциклопедии «Что такое. Кто такой» том 3
– Настя и Дима находят ответ на вопрос «Что такое радуга?» в интернете. (Работают за компьютером)
–  Тимофей Ф. и Полина Т. находят в словаре С.И.Ожегова определение слову радуга.
4 группа находит ответ на вопрос «Бывает лунная радуга?» (Первоклассная газета)
5 группа находит ответ на вопрос «Бывает туманная радуга?» (Первоклассная газета)
6 группа находит ответ на вопрос «Как увидеть радугу дома?» (Первоклассная газета)

Физкультминутка для глаз (проводится с помощью эл. физкультминутки)

V. Практический этап

1. – Время сбора информации вышло, и я вам предлагаю поделиться информацией  по теме урока. (Выходят представители каждой группы и отвечают на свой вопрос.)
1) – Что такое радуга? Нам прочитают информацию из словаря Тимофей и Полина.
– Оцените свою работу.
2) – Что узнали о радуге из интернета Настя и Дима?
– Оцените свою работу.
3). – Из каких цветов состоит радуга? Как их запомнить? (Рассказывают представители 1 группы)
– Оцените свою работу.
– Ребята, покажите смайликами, как вы поняли информацию, которую вам представили ребята.
4) – Почему радуга разноцветная?  (Рассказывают представители 2  группы)
– Оцените свою работу в группе.
– Покажите, как вы поняли информацию.  (Учащиеся оценивают полученные знания смайликами)
5) – Что узнали о радуге из детской энциклопедии? (один ученик от группы отвечает, затем идёт самооценка и оценка всего класса).
2. Работа в парах.
– Откройте учебники на с. 41. Закройте слова слева белой полоской бумаги, выложите полоски бумаги с ошибкой. Предложите друг другу исправить ошибки. (В это время с обратной стороны доски работу с полосками выполняет Егор.)
– Проверим выполненную работу.
– Оцените свою работу.
– С помощью какой фразы вы запомнили последовательность цветов радуги? (Дети называют фразу: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»)
3. – Мы ответили на вопросы урока. Но у нас есть еще информация, которую получили ребята.
1) – Как вы думаете, бывает ли лунная радуга? Об этом нам расскажут ребята 3 группы. (Выступление детей)
– Оцените работу своей группы.
2) – Как вы думаете, бывает ли туманная радуга? Об этом нам расскажут ребята 4 группы. (Выступление детей)
– Оцените работу своей группы.
3) – Как можно увидеть радугу дома, нам расскажут ребята, которые узнали об этом. (Дети показывают радужные цвета на компакт – дисках)
После выступления учащихся, учитель обобщает информацию детей по теме урока, сопровождая рассказ демонстрацией электронного диска, приложения к учебнику.
– Что такое радуга? (Это солнечное свечение) (табличку на доску).
– Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. (табличка)
– Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом, на небе появляется радуга

VI. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы, а также сообщает, что все учащиеся получат новый номер «Первоклассной газеты» с темой «Радуга», прочитав которую, получат новую информацию по теме урока.

Приложение 1