«Школа для родителей» как форма взаимодействия и сотрудничества специалистов ДОО с родителями воспитанников в условиях внедрения ФГОС

Разделы: Работа с родителями


Одним из важных аспектов профессиональной деятельности педагога – психолога, является активное взаимодействие с родителями.

Модернизация образования требует пересмотра системы работы с семьями воспитанников. Это в первую очередь обусловлено требованиями общества, и теми изменениями, которые в нем происходят. С другой стороны это диктует сама специфика современной семьи, ее ценности и ориентиры. Работа дошкольного учреждения и его специалистов строится на основе федерального государственного образовательного стандарта, согласно которому, основными принципами дошкольного образования, на современном этапе, выделяет основополагающие:

– полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество Организации с семьей и др. [1, 6]

Требования законодательства и реальные изменения в обществе дают возможность по новому выстраивать работу с семьей, в основу которых ложится положение о том, что семья является основополагающей в воспитании и развитии ребенка, становления его самости. Именно родители несут полную ответственность за то, каким образом осуществляется этот процесс, а дошкольные образовательные учреждения и другие социальные институты призваны помогать, поддерживать, направлять, дополнять воспитательную деятельность семьи [2, 5].

С учетом новых требований, психологическая служба нашего дошкольного учреждения поставила перед собой задачу пересмотра системы работы с семьей. В основу своей работы были положены положения о том, что данный вид деятельности педагога-психолога должен строиться на основе выстраивания новых отношений по типу «сотрудничества» и «взаимодействия».

Сотрудничество понимается как общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать [2].

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения [2].

Новые подходы требуют и новых форм взаимодействия и сотрудничества. Такой формой в нашем дошкольном учреждении стала «Школа для родителей». Отличительной особенностью ее выступает активное участие всех субъектов образования (детей, родителей, педагогов и специалистов ДОУ) в рамках исследования конкретной темы.

Цель деятельности «Школы для родителей» – обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В рамках реализации цели, решались следующие задачи:

1. Повышение психолого – педагогической компетенции родителей.
2. Создание условий для оптимизации детско – родительских отношений и обогащения совместного эмоционального опыта семьи.
3. Развитие коммуникативных навыков участников проекта.
4. Поддержка самостоятельности, инициативы и творческих проявлений участников проекта.

Заседания «Школы для родителей» проходят 3-4 раза в год и готовятся всеми специалистами ДОУ при активном участии педагога-психолога. Участниками проекта со стороны родителей являются все желающие.

Практика показывает, что активность родителей на различных мероприятиях, проводимых в ДОУ не стабильна. Так, если это утренники, открытые показы занятий, то как правило, посещаемость данных мероприятий 80-90 %. Но часто на таких мероприятиях родители в основном зрители, иногда участники (на праздниках). Если это совместные походы, создание построек, то посещаемость составляет 50-60 %. На родительские же собрания, консультации посещаемость может быть еще ниже. Поэтому, готовя план работы «Школы для родителей» необходимо было предусмотреть такие темы для рассмотрения, которые были бы интересны большинству слушателей, соответствовали бы годовым задачам ДОУ и смогли включить в мероприятие детей. В связи с этим все заседания были подразделены на три основных группы:

– поддержание культурных традиций и ценностей современного общества и семьи;
– тематические мероприятия в соответствии с годовыми задачами;
– тематические мероприятия, связанные с запросами родителей.

Заседания первой группы в большинстве своем были связаны с теми общественно значимыми датами, которые отмечаются ежегодно, либо периодически. Среди наиболее интересных были: «День Матери»; «300 лет Нижегородской губернии», «70-летие Великой Победы». Данные мероприятия позволяют на высоком эмоциональном подъеме формировать представления детей о наиболее значимых в жизни страны и семьи событиях, а так же культурных традициях чествования (празднования).

Следующая группа мероприятий, была связана с годовыми задачами ДОУ. Здесь родителей знакомили наиболее актуальными вопросами современного образования и новыми подходами в работе с детьми. Среди наиболее интересных, подготовленных психологической службой, можно отметить «Метод  проектов в формировании познавательных интересов дошкольников»; «Растим Любознайку или развивающие игры для малышей». Каждое заседание данной группы отличалось особой структурой построения, которая включала:

– тематическое выступление специалиста с видео презентацией доклада (не более 5-6 минут);
– работа специалиста с детьми и родителями (например: создание мини – проекта «Откуда пришла Снежинка», практические действия с развивающими играми (поэтапно));
– динамические паузы в соответствии с тематикой заседания.

Третья группа заседаний требует большой подготовительной работы. Для того чтобы получить информацию о наиболее значимых, для родителей вопросов, педагогом – психологом была составлена анкета – запрос, которая выдавалась родителям 2 раза в год, чтобы скорректировать план мероприятий (см. Приложение 1). После анализа анкет, готовятся мероприятия, продумываются способы участия родителей (обмен опытом, дискуссия) и детей. Среди наиболее интересных мероприятий этой группы можно выделить «Готовность к школе: готовы ли дети, готовы ли родители?»; «Компьютер в жизни ребенка»; «Выбираем игрушки для детей». На заседаниях данного типа участие детей предусмотрено частично, так как основная часть мероприятия больше ориентирована на взрослых. Например, в рамках заседания, посвященного готовности к школе структура заседания предполагала 15 минутное выступление специалиста (доклад с видео презентацией), далее 15-20 минут деятельность детей и родителей «Брей-ринг – что знают наши дети» (дети и родители делились на две команды и задания выполнялись самостоятельно обеими командами), подведение итогов (без детей 5-10 минут).

Важным этапом работы является анализ эффективности проводимой работы. Как показывает практика, родители и дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях «Школы для родителей». Об этом можно судить по высокой эмоциональной включенности участников, увеличении количества участников от заседания к заседанию, а также о расширении количества желающих принять участие в заседаниях «Школы для родителей». В конце заседаний родителям предлагалось заполнить анонимную анкету, которая позволила оценить работу более объективно (см. Приложение 2).

Деятельность педагога-психолога не ограничивается только подготовкой мероприятий и участия в заседаниях «Школы для родителей», ведь часть вопросов не всегда может быть вынесена на всеобщее обсуждение. Поэтому традиционные формы сотрудничества с семьей также сохраняют свою актуальность (консультирование, наглядная агитация, материалы психологических сайтов, сайта ДОУ и т.д.). Тем не менее «Школа для родителей» как форма взаимодействия и сотрудничества с семьей помогает совершенствовать деятельность педагога-психолога  в соответствии с новыми требованиями, в рамках которого реализуется принцип доверительного партнерства.

Литература:

1. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога – психолога ДОО. – Волгоград, 2014
2. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей./Авт.-составитель Н.М.Сертакова. – Волгоград, 2015.
3. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3 – 7 лет. – М., Творческий центр «Сфера», 2013.
4. Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС./Авт. – составитель Н.В.Юркова. – Волгоград, 2015.
5. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу». – СПб., Детство – Пресс, 2012.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2014.