Тип урока: овладение новыми знаниями и приобретение новых умений.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, создание проблемной ситуации.
Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная работа.
Цель урока: ученики должны научиться предсказывать продукты окислительно-восстановительных реакций, в зависимости от условий их проведения, и расставлять коэффициенты в данных реакциях, используя ионно-электронный метод.
Задачи урока:
- Обучающие:
- закрепить следующие понятия: степень окисления, восстановитель, окислитель, процесс окисления, процесс восстановления, окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс;
- развивать умения пользоваться опорными знаниями;
- закрепить умение определять степени окисления, окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом ионно-электронного баланса;
- закрепить умения и навыки работы с периодической системой химических элементов;
- закрепить умение составлять окислительно-восстановительные реакции и уравнивать их, используя разные методы;
- развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий;
- сформировать понимание зависимости продуктов окисления и восстановления органических и неорганических веществ в зависимости от среды раствора;
- сформировать понимание практического значения окислительно-восстановительных реакций в жизни человека.
- Мировоззренческие:
- подчеркнуть взаимосвязь строения веществ и особенностями их превращений, как пример проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений.
- Развивающие:
- формировать умение и навыки самостоятельной работы с тестом, навыки выполнения практической работы, умение рационального распределения времени на выполнение заданий;
- развивать умение работать с инструкциями, работать в команде;
- переносить свои знания в новые ситуации;
- развивать умение уравнивать химические реакции разными способами и предсказывать продукты окислительно-восстановительных реакций;
- совершенствовать умение определять окислительно-восстановительные свойства веществ, прогнозировать продукты реакций в зависимости от реакции среды раствора.
- совершенствовать умение находить главное в новом материале и систематизировать полученные знания;
- выработать умение составлять уравнения химических реакций с органическими веществами, протекающих в различных средах.
- продолжить работу по формированию умений делать выводы, а также общие выводы из единичных явлений;
- продолжить подготовку к ЕГЭ по химии;
- формировать элементы творческого поиска на основе приема обобщения.
- Воспитательные:
- формировать навык самостоятельной работы;
- формировать умение аргументировано высказывать своё мнение и выслушивать одноклассников;
- создавать условия для развития коммуникативных навыков, воспитывать интерес к предмету
Ожидаемые результаты:
- учащиеся будут знать методику составления окислительно-восстановительных реакций с органическими веществами;
- на основе анализа и синтеза фактов будут самостоятельно уравнивать окислительно-восстановительные реакции, и формулировать зависимость образования продуктов реакции от среды раствора;
- будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Продолжительность: 2 часа.
Оборудование и реактивы урока:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Папка с дидактическими материалами и инструкциями для проведения лабораторной работы.
- Дополнительная литература (пособия для подготовки к ЕГЭ), тетрадь.
- ПК с медиапроектором, экран.
- Правила ТБ.
- Лоток с реактивами: 4 пробирки с раствором перманганата калия, раствор серной кислоты, раствор гидроксида калия, вода, раствор сульфита натрия.
Структура урока
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Актуализация опорных знаний и умений. Формулировка темы, целей и задач урока. Определение границы знания и незнания (15 мин.).
III. Работа над новым материалом (практическая деятельность учащихся) – (40 мин.).
IV. Проверка усвоения – (10 мин.).
V. Подведение итога урока и оценка знаний – (5 мин.).
VI. Рефлексия (3-4 мин.).
VII. Инструктаж по домашнему заданию – (5 мин.).
VIII. Резервное время – (6-8 мин.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку).
II. Актуализация опорных знаний (беседа, фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом).
Учитель: Большинство наиболее «дорогих» в бальном отношении заданий, единого государственного экзамена, связаны с окислительно-восстановительными процессами.
Перед вами химическая реакция, часть которой утеряна (Презентация, слайд 1):
СН3С≡СН + КMnO4 + H2SO4 →
– Что нам необходимо знать, чтобы составить данную реакцию?
– Можем ли мы уравнять данную реакцию обычным способом?
– Почему?
– К какому типу реакций она относится?
– Какие реакции называются окислительно-восстановительными?
Учитель: Исходя, из всего изложенного, сформулируйте задачи нашего урока. (Задачи нашего урока научиться (слайд 2): определять продукты реакции, которые образуются в результате окислительно-восстановительных реакций; уравнивать окислительно-восстановительные реакции с органическими веществами).
Учитель: Какие понятия нам необходимы на уроке для составления окислительно-восстановительных реакций?
Задания 1 (работа в группах) (Приложение 1) (слайд 3)
Учитель: Какие степени окисления проявляют марганец, хром и сера в своих соединениях? Какие из данных соединений будут проявлять только окислительные свойства? Ответ обоснуйте.
III. Изучение нового материала
1. Определение продуктов окислителя в разных средах
Учитель: В ОВР органических веществ с неорганическими, органические вещества чаще всего являются восстановителями, а в качестве окислителей органических соединений используется ограниченный круг веществ, чаще всего перманганат калия (KMnO4) или дихромат калия (K2Cr2O7). Окислительная способность этих веществ зависит от концентрации раствора, температуры и среды. В зависимости от среды раствора, продуктами окислительно-восстановительных реакций, могут быть разные вещества. Среда влияет на изменение степеней окисления атомов.
Обычно для создания кислотной среды добавляют серную кислоту, соляную и азотную кислоты применяют реже, т.к. первая способна окисляться, а вторая сама является сильным окислителем и может вызвать побочные процессы. Для создания щелочной среды применяют гидроксид калия или натрия, нейтральной – воду.
Учитель: (создание проблемной ситуации). Получая к уроку раствор перманганата калия («марганцовка»), я случайно пролила раствор на блузку. Ваша задача найти вещество, с помощью которого, можно избавиться от пятна. Для этого вы проведете несколько лабораторных опытов.
Задание 2. Работа в группах (Приложение 2 – инструкция для учащихся, правила ТБ). Лабораторные опыты с перманганатом калия в разных средах.
Учитель: Используя результаты лабораторных опытов (слайд 4) продолжите, предложенную вначале урока реакцию –
СН3С≡СН + КMnO4 + H2SO4 → … + MnSO4 + К2SO4 + Н2О (слайд 5).
Вы проделали лабораторный опыт, предложите вещество, с помощью которого можно очистить блузку. После выведения пятен кусок ткани необходимо промыть водой.
2. Определение продуктов восстановителя в разных средах
Учитель: Диапазон окислительно-восстановительных реакций в органической химии достаточно высок и охватывает различные классы органических соединений. Мы сегодня рассмотрим ОВР углеводородов.
– Какие классы углеводородов вы знаете?
– Чем отличаются по строению предельные и непредельные углеводороды?
– Какие связи легче подвергаются окислении.?
Учитель: В ОВР органических веществ с неорганическими, органические вещества чаще всего являются восстановителями. Следующая наша задача определить, какие продукты образуются при окислении разных классов углеводородов (задание 3).
Задание 3. Работа в группах (Приложение 3 – групповая работа с дидактическим материалом по изучению продуктов окисления разных групп углеводородов) 1 группа – алкены, 2-я группа – алкины, 3-я группа – алкадиены, 4-я группа – бензол и его гомологи.
Учитель: Сравните продукты реакции, которые образуются в результате окисления углеводородов разных классов из органических и неорганических веществ (Работа у доски – обсуждение итогов работы с дидактическим материалом).
№ п/п |
Уравнение реакции |
Условия реакции |
Продукты реакции (органических веществ) |
Продукты реакции (неорганических веществ) окислителя |
1-я группа |
R–С≡С–R + КMnO4 + H2SO4 → R–COOH + (СО2↑) + MnSO4 + K2SO4 + H2O |
Р-р КMnO4 в кислой среде (H2SO4) |
Карбоновые кислоты (углекислвый газ) |
MnSO4; K2SO4; H2O |
2-я группа |
|
|
|
|
3-я группа |
|
|
|
|
4-я группа |
|
|
|
|
Какие закономерности вы заметили? Допишите исходное уравнение, предложенное вначале урока (слайд 6):
СН3С≡СН + КMnO4 + H2SO4 → …
Задание 4. (слайд 7) (Приложение 4) Определите продукты реакции в следующих уравнениях:
А) СН2=СНСН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
Б) СН3С≡ССН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
В) СН3СН=С=СН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
Г) СН3СН=СНСН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
Учитель: Таким образом, при составлении окислительно-восстановительных реакций с углеводородами достаточно знать, во что превращается окислитель и восстановитель в разных средах.
3. Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР с органическими веществами
Учитель: Какие существуют методы для уравнивания окислительно-восстановительных реакций?
Для подбора коэффициентов в уравнениях ОВР для органических веществ, протекающих в водных растворах, наиболее приемлемым является метод полуреакций или ионно-электронный метод. Это обусловлено тем, что определение степени окисления для атома углерода, требующееся для составления электронного баланса, весьма непростой процесс. Атом углерода в органических веществах может изменять степень окисления в очень широких пределах.
Метод полуреакций имеет ряд преимуществ:
- Нет необходимости определения степени окисления отдельных элементов.
- Можно не указывать все продукты в правой части уравнения. Достаточно знать, во что превращается окислитель и восстановитель в разных средах.
- Вода, кислота или щелочь только указывают среду и даются для правильного определения продуктов реакции.
- В полуреакциях реагенты и продукты записываются виде реальных ионов или молекул (слайд 8).
Пример 1. Окисление алкенов перманганатом калия в кислой среде:
СН3СН=СНСН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 → CH3COOH + С2Н5СООН + MnSO4 + K2SO4 + H2O (нагревание)
IV. Закрепление (Работа в группах) (Приложение 5)
Задание 5. Уравнять ионно-электронным методом предложенные уравнения реакций:
СН2=СНСН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
СН3С≡ССН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
СН3СН=С=СН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
СН3СН=СНСН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили материал урока. Возьмите листочки с номерами ответов, подпишите их. Внимательно, прослушайте вопрос, который я задам и поставьте знак «плюс», если вы согласны с этим утверждением и знак «минус», если ответ отрицательный.
Задание 6. Блеф-игра «Верите ли вы, что...?»
- Окислительно-восстановительными называются все реакции с органическими веществами (–)?
- Восстановитель – это частица, которая принимает электроны (–).
- При окислении степень окисления элемента повышается (+).
- Продуктами реакции перманганата калия в кислой среде с органическими веществами являются: вода, сульфат марганца и сульфат калия (+)?
- Чаще всего при окислении углеводородов в жестких условиях продуктом реакции является карбоновая кислота? (+).
- При окислении гомологов бензола в жестких условиях, продуктами реакции являются разные ароматические альдегиды (–).
- Реакция среды влияет на продукты окислительно–восстановительных реакций (+).
Поменяйтесь листочками, проверяем работу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
Результаты:
7 правильных ответов оценка – «5»
6-5 правильных ответов оценка – «4»
4 правильных ответов оценка – «3»
V. Подведение итогов урока
Учитель: Давайте вспомним задачи нашего урока (слайд 9), и этапы урока (слайд 10), которые помогли нам их решить.
В рамках одного урока невозможно рассмотреть все многообразие окислительно-восстановительных реакций. Но их значение в химии, технологии, повседневной жизни человека трудно переоценить. Процессы горения обеспечивают человечество энергией. Технологические процессы – органические и неорганические синтезы, получение металлов, электролиз – также связаны с ОВР. И в биологических процессах таких, как дыхание и фотосинтез, окислительно-восстановительные реакции играют существенную роль.
VI. Рефлексия (Приложение 6 – листок самоанализа)
Учитель: Дорогие ребята. Наш урок подходит к концу. Можно ли считать, что вы успешно справились с поставленными перед вами задачами и расширили свои знания об окислительно–восстановительных реакциях. Возьмите листочки с вопросами, которые мы сегодня разбирали на уроке, и поставьте знак «–» если вы не узнали ничего нового сегодня по этому вопросу и знак «+», если вам удалось расширить свои знания по данной теме.
Поднимите руку, у кого знаков плюсов больше.
А теперь проведем самоанализ своей работы, поставив цифру
«2» – я был на уроке;
«3» – я слушал и смотрел, как работают другие;
«4» – я изучал дидактический материал, помогал составлять уравнения, вносил предложения;
«5» – я изучал дидактический материал, активно участвовал в работе группы, был генератором идей.
VII. Домашнее задание
Учитель: Ознакомьтесь с заданиями, предложенными на дом, и выберите себе задания, с которыми вы успешно можете справиться самостоятельно. (Задание разноуровневое: сильные учащиеся записывают продукты реакции самостоятельно)
1-я группа (для компенсирующих детей). Используя ионно-электронный метод, расставить коэффициенты и определить окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
СН2=СН2 + КMnO4 + H2SO4 → СО2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
СН≡СН + КMnO4 + H2SO4 → CO2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
С6Н5–СН3 + КMnO4 + H2SO4 → C6H5COOH + MnSO4 + K2SO4 + H2O
2-я группа (для репродуктивных детей) Используя ионно-электронный метод, расставить коэффициенты и определить окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
СН3СН=СНСН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 → CH3COOH + С2Н5СООН + MnSO4 + K2SO4 + …
СН3С≡ССН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 → CH3COOH + С2Н5СООН + … + K2SO4 + H2O
С6Н5– СН2СН2СН3 СН3СН= + КMnO4 + H2SO4 → CH3COOH + С6Н5СООН + MnSO4 + … + H2O
3-я группа (для творческих детей). На основании полученных знаний, определите продукты предложенных реакций. Используя ионно-электронный метод, расставить коэффициенты и определить окислитель и восстановитель в следующих реакциях:
СН3СН=ССН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
|
С2Н5
СН3СН=СНСН2СН3 + КMnO4 + H2SO4 → CH3COOH + С2Н5СООН + MnSO4 + K2SO4 + H2OС6Н5–СН2СН=СНСН2СН3 + КMnO4 + H2SO4