Тип урока: изучение нового материала и первичного его закрепления.
Цели урока:
- Образовательная: ознакомление учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них; формирование умения расставлять знаки препинания в БСП.
- Развивающая: развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.
- Воспитательная: воспитание любви к родному языку на примере художественных текстов Н.Рубцова, А.С.Пушкина и других классиков русской литературы; воспитание любви к родному городу, родному краю.
Задачи:
- формирование умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- формирование навыка преобразование БСП в сложносочиненные и сложноподчиненные предложения на основе общности значения;
- создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся через работу в парах;
- развитие умение анализировать языковой материал, проводить самоконтроль и самооценку, формулировать собственные выводы.
К концу урока ученики должны
- знать: признаки бессоюзных сложных предложений;
- уметь: находить БСП в тексте, отличать БСП от других видов сложных предложений; устанавливать смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания.
Повторение: признаки сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал для учащихся, опорная таблица «Знаки препинания в БСП»
Используемые ЦОР: слайды, тесты.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, парная.
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
– Ребята, А.П.Чехов когда-то сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Презентация, слайд №1).
– Как вы понимаете слова известного писателя?
– Верность слов А.П.Чехова мы и проверим сегодня на уроке: будем вместе размышлять, анализировать, исследовать, сопоставлять.
Задание детям: открыть тетрадь, подписать число.
– Ребята, обратимся еще к одному из высказываний А.П.Чехова: «Много знаков, но каждый имеет свое значение и место» (слайд №2)
– О каких знаках идет речь в высказывании?
– Вы согласны с этим утверждением?
– А другой великий классик русской литературы А.С.Пушкин говорил о знаках препинания так: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание» (слайд № 3)
– Правильность суждений А.С.Пушкина и А.П.Чехова мы также должны доказать на уроке.
2. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала
Цель: повторение знаний о видах сложных предложений: ССП и СПП.
– Ребята, с какими видами сложных предложений мы с вами уже познакомились?
Итак, как всегда, прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо повторить изученное, чтобы мы смогли успешно подготовиться к итоговой аттестации
1. Теоретическая разминка «Верно – неверно» (слайд № 4)
1) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой)
2) В СПП предложения связываются только при помощи союзов.
3) В ССП обе части равноправны.
4) В ССП перед союзом И всегда ставится запятая.
5) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
6) В СПП придаточное предложение всегда стоит после главного.
Ответы: 1 – да, 2 – нет, 3 – да, 4 – нет, 5 – нет, 6 – нет. (Проверка ответов в парах; отметка выставляется в оценочный лист) (слайд № 5)
– Почему 2, 4, 5 и 6 утверждения неверные? (ответы детей)
– Кто получил 6 баллов – поднимите руки!
– Кто выполнил разминку на 5 баллов – хлопнете в ладоши!
– Ну а с остальными придется позаниматься дополнительно!
– Итак, ребята, какие предложения называются сложносочиненными?
– Какие предложения называются сложноподчиненными?
– Я уверена, что сейчас при выполнении тестовых заданий вы сможете показать свои знания о ССП и СПП на практике.
2. Тестовое задание. Задание по группам. (слайд № 6)
1 вариант. Указать номера сложносочиненных предложений;
2 вариант. Указать номера сложноподчиненных предложений (Приложение 1)
Кроме того, ученики должны сказать, кому из известных русских поэтов принадлежат строки из стихотворений, с которыми они будут работать.
Проверка выполненной работы осуществляется в парах (ученики меняются тетрадями) (слайд № 7)
Количество баллов ученики заносят в оценочный лист.
– Кто смог найти ССП на «отлично», на «хорошо»?
– Кто не ошибся в указании СПП?
– Молодцы!
– Итак, кто является автором тех замечательных строк, с которыми вы работали ?
Конечно же, эти строки принадлежат известному русскому поэту, нашему с вами земляку, Николаю Михайловичу Рубцову (слайд № 8). Николай Рубцов, А.Яшин, О. Фокина, А.Романов и многие другие поэты и писатели воспели красоту нашего края в своих поэтических произведениях, а замечательные наши земляки-художники, композиторы в картинах и в музыке.
3 этап. Проверка домашнего задания
– А вы, ребята, любите свой родной край? Прочитайте предложения с разными синтаксическими конструкциями (простые и сложные), в которых вы рассказали о родном городе, вологодском крае. (Ответы учеников)
– Вернемся к тестовому заданию. Почему 1 и 3 группа вы не указали в ответах 3, 5, 8 и 11 предложения? (5 предложение – простое, остальные – сложные с бессоюзной связью).
– Почему вы считаете, что 3, 8 и 11 предложения относятся к бессоюзным сложным предложениям? По каким признакам вы это определили?
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (запись в тетрадь)
4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
– Какие цели и задачи мы сегодня перед собой поставим на уроке? Чему вы должны научиться к концу урока? (слайд № 10)
– Цели поставлены, будем стремиться к их выполнению.
5. Изучение нового материала. (слайд № 12)
Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)
1) Какие предложения перед вами? Охарактеризуйте их. Определите тип придаточных предложений в СПП. Замените союзные (ССП и СПП) предложения бессоюзными сложными предложениями (устно) Одинаково ли выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях? Проследите за интонацией. При подготовке к ответу используйте материал учебника на стр. 94-95
А) Когда настанет утро, отправимся в путь. (придаточное времени)
Б) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека. (придаточное причины)
В) Мы убеждены, что победа будет за нами. (придаточное изъяснительное)
Д) Лето припасает, а зима поедает. (ССП с противительным союзом)
Ж) В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. (ССП и соединительным союзом)
- Итак, мы произвели синонимическую замену: заменили союзные сложные предложения бессоюзными предложениями. Что изменилось? Чем же отличаются БСС от ССП и СПП?
Делаем вывод: бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, части которого соединены только при помощи интонации и по смыслу без помощи союзов или союзных слов (слайд № 13)
Какими стали предложения? (БСП более динамичнее, менее громоздкие и тяжеловеснее, чем СПП. Они отличаются живостью, легкостью, простотой, изяществом, а также емкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками значения)
М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» заявляет, что уменьшение числа союзов делает речь «важнее и великолепнее» (слайд №14)
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых споек и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше»
2) Одинаковы ли смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях?
Смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы. Поэтому смысловые отношения здесь более определенные, четкие. В бессоюзных же предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. Не всегда дифференцируются. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме их помогают выявить различные знаки препинания.
Задание: Даны два простых предложения: Лес рубят. Щепки летят. Составьте всевозможные предложения разных синтаксических конструкций на основе этих простых предложений.
Варианты:
А) Лес рубят – щепки летят.
Б) Когда лес рубят, щепки летят.
В) Если лес рубят, то щепки летят.
Г) Лес рубят, и щепки летят.
Д) Во время рубки леса щепки летят.
Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчеркивают последовательность происходящих событий;
В СПП есть главное и придаточное, к которому мы задаем смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые предложения связаны друг с другом невидимой связью, при помощи интонации: понижение голоса в предложениях с тире , с повышением голоса в предложениях с двоеточием и с интонацией перечисления в предложениях с запятой и точкой с запятой.
Еще раз сделаем вывод, что БСП отличаются от союзных легкостью, живостью, простотой.
– Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? И от чего зависит выбор знака препинания в БСП? (слайд №15 ) В помощь вам я распечатала таблицу «Знаки препинания в БСП». Пользуйтесь ею сегодня на уроке.
Делаем вывод: Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений, которые выражает интонация, а проверить можно путем подстановки союзов и замены синонимическими конструкциями СПП и ССП. (слайды №16-17)
– Где, как вы думаете, чаще всего используются БСП? (В основном в устной разговорной речи, но они широко используются также в языке художественной речи).
Ученице было предложено провести исследование : какими знаками препинания чаще всего пользовался А.С.Пушкин в своих произведениях, а также рассказать об истории знаков препинания.
Сообщение: Прочитав ряд произведений поэта, я пришла к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием и совсем редко – тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. Родоначальником русской пунктуации стала точка. Она уже встречается в памятниках древнерусской письменности 11 века. В 15 веке появились запятая и точка с запятой , в 16 веке – двоеточие и вопросительный знак, в 18 в. – восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие. Тире одним из первых в русской литературе использовал Н.М.Карамзин.. Начало научному изучению пунктуации было положено М.В.Ломоносовым в «Российской Грамматике» . Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1953 году.
6. Этап первичного закрепления знаний. Контроль знаний и умений
– А теперь пора применить теоретические знания на практике. Слайд №18
1 вариант. Попробуйте расставить нужные знаки препинания в тех бессоюзных сложных предложениях, с которыми мы уже работали, когда заменяли СПП и ССП бессоюзными (слайд №) и обоснуйте свой выбор.
2 вариант. Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, обоснуйте свой выбор. Скажите, кому принадлежат эти строки?
3 вариант. Работа с текстом.
Задание: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания . Определите тип и стиль текста. Какие виды тропов используются в тексте и какова их роль?
Тип текста – повествование с элементом описания, стиль – художественный. Тропы – эпитет, сравнение, метафоры. БСП – 1) – быстрая смена событий; 4) – условие; 5) – пояснение.
Проверка (слайды №19-21)
– В качестве закрепления выполните тестовые задания по новой теме (на слайдах)
Ответы: 1–3, 2–3, 3–2, 4–2, 5–2, 6–2 (слайды № 24-29)
Домашнее задание
1) Упр. 214 или 215 (на выбор) слайд № 22
2) Творческое задание. Выписать 10 бессоюзных сложных предложений из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» или из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Подведение итогов. Рефлексия (слайд №23)
Итак, пришла пора подвести итоги урока. Смогли ли мы с вами выполнить цели урока? Чему вы научились к концу урока?
– Какую роль выполняют в нашей речи сложные бессоюзные предложения? (они дают возможность передать различные смысловые отношения более лаконично; помогают избежать излишней загруженности текста союзами)
Я думаю, что на следующих уроках по изучению бессоюзных сложных предложений мы применим и углубим знания, которые вы получили сегодня на уроке. Подсчитайте количество баллов. Спасибо за урок!