Система: УМК «Перспективная начальная школа»
Планируемые результаты:
- познакомить с понятием «музыкальная речь»;
- ввести музыкальный термин «темп», опираясь на имеющиеся музыкальные представления обучающихся;
- формировать навыки групповой работы;
- развивать навыки работы в паре;
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать ассоциативное мышление;
- развивать вокально-хоровые и ритмические навыки обучающихся;
- формировать эмоциональную отзывчивость, любви к окружающему миру;
- воспитывать потребность в общении с музыкой.
Основные понятия: музыкальная речь, музыкальные предложения (фразы), темп.
Межпредметные связи: русский язык, физико-математические дисциплины
Оборудование: компьютер, медиа-проектор, синтезатор (фортепиано), доска, наглядный раздаточный материал, диски с записями «Шишкина школа»
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский «Осенняя песня»
- А. Вивальди «Весна»
- К. Дебюсси «Лунный свет»
- Р.н.песня «Во поле береза стояла»
- Песни из советских мультфильмов
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Здравствуйте, садитесь (можно музыкальной попевкой, если дети привыкли это делать).
«От улыбки станет всем светлей…» (фрагмент м/ф)
– Давайте, ребята, и мы улыбнемся друг другу! Посмотрите, как светло и радостно стало вокруг!
– А теперь представим, что мы с вами находимся не в обычном классе, а в лаборатории!
– А чем занимаются в лаборатории? Правильно: изучают и исследуют! А поскольку у нас с вами урок музыки, то и лаборатория наша будет … (дети должны ответ дать сами)
…музыкальная!
– Чем же мы будем заниматься в нашей музыкальной лаборатории?
– Что мы будем исследовать?
(Ответ детей: исследовать музыку!)
– Я хочу предложить вам провести первый научный музыкальный эксперимент. У вас на партах лежат смайлики, обозначающие разные настроения. Давайте назовем их! (вывешиваются на доску смайлы)
Вы сейчас услышите музыкальный фрагмент. Вам необходимо определить его настроение.
Слушание фрагмента № 1 (А. Вивальди. Весна)
– Покажите смайлик! (радостное)
– А сейчас какое настроение? Поднимите нужное обозначение. (радостное)
Слушание фрагмента № 2 (П.И. Чайковский. Осенняя песня)
– И снова смайлик! (грустное)
– А какое настроение подходит к этому музыкальному фрагменту?
Слушание фрагмента №3 (К. Дебюсси. Лунный свет)
– Молодцы! (спокойное)
– Посмотрите! Почти все ребята (почти все ребята) смогли правильно определить настроение музыки!
– А почему? (ответы детей).
– Правильно, музыка сама рассказала нам о своем настроении!
– А как мы можем друг другу рассказывать что-нибудь? Что мы используем? (речь, язык)
– А при помощи чего может сделать это музыка? (музыкальной речи)
– Так чему будет посвящен наш урок?
– Молодцы! Тема нашего урока « Музыкальная речь»!
– А раз мы в настоящей музыкальной лаборатории, то каждый из вас будет вести журнал экспериментальной работы. Я попрошу сейчас взять вас ручки и записать в журнал ваше имя и фамилию, дату, а также тему нашего исследования «Музыкальная речь»
– А как вы думаете, что мы можем сделать в нашей лаборатории, чтобы узнать из чего состоит музыкальная речь? (варианты детей: послушать, спеть (исполнить), прочитать, проанализировать).
Замечательно!
– Но для этого необходимо приготовить необходимое оборудование, как в настоящей лаборатории.
Упражнения на дыхание и распевки
– Мы приготовили свой голосовой аппарат для работы. И для следующего эксперимента нам необходимо исполнить песню.
Наигрывание первых нескольких нот
Узнали? Сели красиво, спинки прямые.
«Во поле береза стояла» (исполнение 1 куплета)
– Молодцы. Теперь я предлагаю каждому ряду исполнить только часть песни.
1 ряд – «Люли, люли стояла»
2 ряд – «Во поле береза стояла»
3 ряд – «Во поле кудрявая стояла».
– Исполнять будем в следующей последовательности: 3 ряд – 1 ряд – 2 ряд.
– Получилось у нас исполнить песню? (нет). А почему (поменяли предложения местами, поэтому ничего и не получилось).
– Я предлагаю спеть еще раз, но правильно. Какой ряд должен начать первым?
– А если в устной речи мы переставим предложения, получиться текст? (нет)
Какой вывод мы можем сделать? (Как и в устной речи, в музыкальной речи есть предложения, которые связаны друг с другом по смыслу).
– Исходя из этого вывода, на какие части можно разделить музыкальное произведение? А музыкальные предложения, музыкальные фразы? (на музыкальные слова).
После проведенного музыкального эксперимента, какой вывод мы можем сделать об устной и музыкальной речи? (очень похожи).
– Сейчас в ваших журналах экспериментальной работы вы должны красным карандашом стрелками указать составляющие устной речи, а синим – музыкальной речи.
– Как же вы выполнили задание? (ответы детей)
– Давайте проверим правильность выполнения.
Зарядка (подойдет любая короткая музыкальная игра с изменением темпа)
– Вы знаете, что в нашу музыкальную лабораторию поступил один очень интересный видеовопрос (аудиовопрос): «Уважаемые молодые исследователи музыки. Вы, верно определили, что музыкальная и устная речь очень похожи. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос: «Если устную речь позволяют сделать выразительной разные интонации голоса, знаки препинания, то какие средства помогают в этом музыкальной речи?»
– Сложный вопрос. У вас есть предположения? (варианты детей)
– Думаю, что для того чтобы правильно ответить на этот очень сложный вопрос, нужно провести еще один научный эксперимент. Для этого я предлагаю научную игру. Ваша задача: повторить за мной определенный ритм. Будьте внимательны.
Игра «Тешки-тетешки» (показывается три разных ритма. Сначала вместе, третий раз– вместе и по рядам).
У каждого из вас на столе лежит задание, что нужно сделать с последним звучащим ритмом. Прочитайте задание и попробуйте выполнить его в парах.
1 ряд – медленнее
2 ряд – так же
3 ряд – быстрее
Проверим результаты вашей работы.
Сначала 2 ряд, потом 1 и 3 ряды.
– Что же изменилось, ведь мы все исполняли один и тот же ритм? (изменилась скорость, темп другие варианты детей).
– Где в окружающем мире мы сталкиваемся с понятиями «быстрее – медленнее»? (варианты детей)
– А кто знает, как в музыке называется скорость исполнения музыкального произведения? (темп)
– Каким бывает темп? (быстрым, средним, медленным)
– Сможем мы теперь научно ответить на присланный видео вопрос? Какое музыкальное средство делают музыкальную речь выразительной? (темп) – Вспомните, мы даже физкульпаузу делали с разным темпом
– Дополните определение в своих экспериментальных журналах.
– Настала пора творчества! Мы будем создавать хор! Да непростой, а хор сказочных героев!
Работа в группах на слушание фрагментов песен с изменением темпа
– Давайте посмотрим, какой большой хор у нас получился
– И я предлагаю вместе с хором исполнить песню, с которой начался наш урок.
Исполнение песни «Улыбка»
Выводы урока
– По вашему мнению, темп – это единственное музыкальное средство, которое делает музыкальную речь выразительной? (нет). Но об этом вы узнаете из научных материалов «Шишкиной школы». Дома вам надо будет провести подготовительную работу для следующих экспериментов в нашей лаборатории и определить, какие же еще музыкальные средства делают музыкальную речь выразительной и записать это в ваших журналах экспериментальной работы.
А самые творческие исследователи могут вспомнить героев сказок и мультфильмов, в музыкальной речи которых есть изменение темпа и нарисовать их портреты для создания новой вокальной группы.
Оценка работы учащихся (по этапам урока)