Музыкальная речь. Темп

Разделы: Музыка


Система: УМК «Перспективная начальная школа»

Планируемые результаты:

  • познакомить с понятием «музыкальная речь»;
  • ввести музыкальный термин «темп», опираясь на имеющиеся музыкальные представления обучающихся;
  • формировать навыки групповой работы;
  • развивать навыки работы в паре;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • развивать ассоциативное мышление;
  • развивать  вокально-хоровые и ритмические навыки обучающихся;
  • формировать  эмоциональную отзывчивость, любви к окружающему миру;
  • воспитывать потребность в общении с музыкой.

Основные понятия: музыкальная речь, музыкальные предложения (фразы), темп.

Межпредметные связи: русский язык, физико-математические дисциплины

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, синтезатор (фортепиано), доска, наглядный раздаточный материал, диски с записями «Шишкина школа»

Музыкальный материал:

  • П.И. Чайковский «Осенняя песня»
  • А. Вивальди «Весна»
  • К. Дебюсси «Лунный свет»
  • Р.н.песня «Во поле береза стояла»
  • Песни из советских мультфильмов

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Здравствуйте, садитесь (можно музыкальной попевкой, если дети привыкли это делать).

«От улыбки станет всем светлей…» (фрагмент м/ф)

– Давайте, ребята, и мы улыбнемся друг другу! Посмотрите, как светло и радостно стало вокруг!
–  А теперь   представим, что мы с вами находимся не в обычном классе, а в лаборатории!

– А чем занимаются в лаборатории? Правильно: изучают и исследуют! А поскольку у нас с вами урок музыки, то и лаборатория наша будет … (дети должны ответ дать сами)
…музыкальная!  
– Чем же мы будем заниматься в нашей музыкальной лаборатории?
– Что мы будем исследовать?
(Ответ детей: исследовать музыку!)
– Я хочу предложить вам провести первый научный музыкальный эксперимент. У вас на партах лежат смайлики, обозначающие разные настроения. Давайте назовем их! (вывешиваются на доску смайлы)

Вы сейчас услышите музыкальный фрагмент. Вам необходимо определить его настроение.
 
Слушание фрагмента № 1 (А. Вивальди. Весна)
 
  Покажите смайлик! (радостное)
– А сейчас какое настроение? Поднимите нужное обозначение.  (радостное)

Слушание фрагмента № 2 (П.И. Чайковский. Осенняя песня)

– И снова смайлик! (грустное)

– А какое настроение подходит к этому музыкальному фрагменту?  

Слушание фрагмента №3 (К. Дебюсси.  Лунный свет)

–  Молодцы! (спокойное)
– Посмотрите! Почти все ребята (почти все ребята) смогли правильно определить настроение музыки!
– А почему? (ответы детей).
– Правильно, музыка сама рассказала нам о своем настроении!
– А как мы можем друг другу рассказывать что-нибудь? Что мы используем? (речь, язык)
– А при помощи чего может сделать это музыка? (музыкальной речи)
– Так чему будет посвящен  наш урок?
– Молодцы! Тема нашего урока « Музыкальная речь»!
– А раз мы в настоящей музыкальной лаборатории, то каждый из вас будет вести журнал экспериментальной работы. Я попрошу сейчас взять вас ручки и записать в журнал ваше имя и фамилию, дату, а также тему нашего исследования «Музыкальная речь» 
– А как вы думаете, что мы можем сделать в нашей лаборатории, чтобы узнать из чего состоит музыкальная речь? (варианты детей: послушать, спеть (исполнить), прочитать, проанализировать).
Замечательно!
– Но для этого необходимо приготовить необходимое оборудование, как в настоящей лаборатории.

Упражнения на дыхание и распевки

– Мы приготовили свой голосовой аппарат для работы. И для следующего эксперимента  нам необходимо исполнить песню.   

Наигрывание первых нескольких нот

Узнали? Сели красиво,  спинки прямые.

«Во поле береза стояла» (исполнение 1 куплета)

– Молодцы. Теперь я предлагаю каждому ряду исполнить только часть песни.

1 ряд – «Люли, люли стояла»
2 ряд – «Во поле береза стояла»
3 ряд – «Во поле кудрявая стояла».

– Исполнять будем в следующей последовательности: 3 ряд – 1 ряд – 2 ряд.
– Получилось у нас исполнить песню? (нет). А почему (поменяли предложения местами, поэтому ничего и не получилось).
– Я предлагаю спеть еще раз, но правильно. Какой ряд должен начать первым?
– А если в устной речи мы переставим предложения, получиться текст? (нет)
Какой вывод мы можем сделать? (Как и в устной речи, в музыкальной речи есть предложения, которые связаны друг с другом по смыслу).
– Исходя из этого вывода, на какие части можно разделить музыкальное произведение? А музыкальные предложения, музыкальные фразы? (на музыкальные слова).
После проведенного музыкального эксперимента, какой вывод мы можем сделать об устной и музыкальной речи? (очень похожи).
– Сейчас в ваших журналах экспериментальной работы вы должны красным карандашом стрелками указать составляющие устной речи, а синим – музыкальной речи.
– Как же вы выполнили задание? (ответы детей)
– Давайте проверим правильность выполнения.

Зарядка (подойдет любая короткая музыкальная игра с изменением темпа)

– Вы знаете, что в нашу музыкальную лабораторию поступил один очень интересный видеовопрос (аудиовопрос):  «Уважаемые молодые исследователи музыки. Вы, верно определили, что музыкальная и устная речь очень похожи. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос: «Если устную речь позволяют сделать выразительной разные интонации голоса, знаки препинания, то какие средства помогают в этом музыкальной речи?»
– Сложный вопрос. У вас есть предположения? (варианты детей)
– Думаю, что для того чтобы правильно ответить на этот очень сложный вопрос, нужно провести еще один научный эксперимент. Для этого я предлагаю научную игру. Ваша задача: повторить за мной определенный ритм. Будьте внимательны.

Игра «Тешки-тетешки» (показывается три разных ритма. Сначала вместе, третий раз– вместе и по рядам).

У каждого из вас на столе лежит задание, что нужно сделать с последним звучащим ритмом. Прочитайте задание и попробуйте выполнить его  в парах.

1 ряд – медленнее
2 ряд – так же
3 ряд – быстрее

Проверим результаты вашей работы.

Сначала 2 ряд, потом 1 и 3 ряды.

– Что же изменилось, ведь мы все исполняли один и тот же ритм? (изменилась скорость, темп другие варианты детей).
– Где в окружающем мире мы сталкиваемся с понятиями «быстрее – медленнее»? (варианты детей)
– А кто знает, как в музыке называется скорость исполнения музыкального произведения? (темп)
– Каким бывает темп? (быстрым, средним, медленным)
– Сможем мы теперь научно ответить на присланный видео вопрос? Какое музыкальное средство делают музыкальную речь выразительной? (темп) – Вспомните, мы даже физкульпаузу делали с разным темпом
– Дополните определение в своих экспериментальных журналах.
– Настала пора творчества! Мы будем создавать хор! Да непростой, а хор сказочных героев!

Работа в группах на слушание фрагментов песен с изменением темпа

– Давайте посмотрим, какой большой хор у нас получился
– И я предлагаю вместе с хором исполнить песню, с которой начался наш урок. 

Исполнение песни «Улыбка»

Выводы урока

– По вашему мнению, темп – это единственное музыкальное средство, которое делает музыкальную речь выразительной? (нет). Но об этом вы узнаете из научных материалов «Шишкиной школы». Дома вам надо будет провести подготовительную работу для следующих экспериментов в нашей лаборатории и определить, какие же еще музыкальные средства делают музыкальную речь выразительной и записать это в ваших журналах экспериментальной работы.
А самые творческие исследователи могут вспомнить героев сказок и мультфильмов, в музыкальной речи которых есть изменение темпа и нарисовать их портреты для создания новой вокальной группы.

Оценка работы учащихся  (по этапам урока)

Приложение 1

Приложение 2