Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
Познавательный аспект:
Формирование специальных знаний, умений, навыков:
- обеспечить усвоение способов образования степеней сравнений наречий;
- сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречий;
- обеспечить усвоение способов отличия омонимичных форм прилагательных и наречий;
- сформировать умение находить в тексте омонимичные формы прилагательных и наречий, определять их синтаксическую роль.
Развитие умений, которые были сформированы ранее:
- развивать умение работать с предложением;
- определять структуру предложения, расставлять знаки препинания.
Развивать умение работать со словом:
- находить орфограммы в словах;
- соотносить состав слова с его принадлежностью к одной из частей речи
- образовывать разные формы слова.
Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе:
- умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;
- умение работать во времени на всех этапах урока;
- умение планировать работу и контролировать ход своей деятельности.
Развивающий аспект цели:
Развитие речи:
- продолжать развивать устную и письменную речь ребенка, добиваясь полных развернутых ответов;
- использовать в ответах тип речи «рассуждение», стиль речи «научный».
Развитие мышления:
- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке;
- развивать умение высказывать и доказывать суждения.
Воспитательный аспект цели:
- формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель–ученик, ученик–ученик;
- формирование сознательной дисциплины;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование целеустремленности, трудолюбия, аккуратности;
- воспитание любви к родному языку, его красоте, образности.
Оснащение: компьютер, проектор, экран, слайды–сопровождение урока.
Данный урок является уроком открытия нового знания. Урок строится с опорой на ранее изученные темы: «Степени сравнения прилагательных», «Разряды прилагательных», «Наречие как часть речи».
В ходе урока, работая с дидактическим материалом, обучающиеся выполняют лингвистический разбор предложенных учителем текстов. Наблюдения над языковыми явлениями позволяют учащимся сделать вывод об особенностях образования степеней сравнения наречий. Обучающиеся также учатся отличать наречия в простой сравнительной степени от омонимичных форм прилагательных.
Процесс обучения в течение всего урока предусматривает использование различных приемов обучения, современных ТСО, компьютера, что позволяет обучающимся более наглядно представить результаты исследования изучаемых языковых явлений. Реализация поставленных целей и задач позволяет формировать УУД, способствует повышению уровня учебной мотивации.
Критерии эффективности данного урока:
1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока
2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.
3. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
4. Мотивация познавательной деятельности на уроке.
5. Наличие самостоятельной работы при выполнении творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
6. Достижение целей урока.
Данный урок, по мнению автора, отражает использование современных и эффективных методов и приемов организации образовательной деятельности:
Методы обучения:
- частично-поисковый
- проблемных заданий
- работа в парах
- имитационный
- здоровьесберегающий
- самостоятельная работа
- рефлексия
Методические приемы:
- повторение изученного
- работа с орфограммой
- работа с таблицей
- объяснения учителя
- лингвистический разбор слов
- синтаксический разбор
Виды учебной деятельности:
- планирование учебного сотрудничества
- сравнение
- сопоставление
- нахождение сходств и отличий
- извлечение необходимой информации из предложенных текстов
- анализ
- построение речевого высказывания в устной форме
- накопление опыта в составлении высказываний на грамматическую тему
- коррекция
Ожидаемые результаты:
Данный урок должен обеспечить развитие следующих умений и навыков учащихся:
- собирать, обобщать и систематизировать языковые явления и представлять ее в форме вопросов и ответов, в виде таблиц;
- выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания;
- излагать в научном стиле результаты коллективной и индивидуальной познавательно-поисковой деятельности;
- сравнивать, проводить аналогии, обобщения при сравнении языковых фактов.
Предметные:
– пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
– систематизировать языковые явления;
– делать обобщения на основе анализа изученного грамматического материала.
Общеучебные:
– совершенствование приемов работы с текстом, опираясь на ранее приобретенные умения;
– умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
– формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;
– расширение лингвистического кругозора,
– развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;
Метапредметные:
– развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей
– развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
– расширение общего лингвистического кругозора;
– развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер; формирование мотивации к изучению родного языка;
Личностные:
– осознание родного языка как основного средства общения межу людьми.
Использованные методы и методические приёмы организации учебного сотрудничества обеспечили усвоение материала и позволили создать необходимые условия для формирования универсальных учебных действий обучающихся.