Открытый урок по русскому языку в 7-м классе «Cтепени сравнения наречий»

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

Познавательный аспект:

Формирование специальных знаний, умений, навыков:

  • обеспечить усвоение способов образования степеней сравнений наречий;
  • сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречий;
  • обеспечить усвоение способов отличия омонимичных форм прилагательных и наречий;
  • сформировать умение находить в тексте омонимичные формы прилагательных и наречий, определять их синтаксическую роль.

Развитие умений, которые были сформированы ранее:

  • развивать умение работать с предложением;
  • определять структуру предложения, расставлять знаки препинания.

Развивать умение работать со словом:

  • находить орфограммы в словах;
  • соотносить состав слова с его принадлежностью к одной из частей речи
  • образовывать разные формы слова.

Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе:

  • умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;
  • умение работать во времени на всех этапах урока;
  • умение планировать работу и контролировать ход своей деятельности.

Развивающий аспект цели:

Развитие речи:

  • продолжать развивать устную и письменную речь ребенка, добиваясь полных развернутых ответов;
  • использовать в ответах тип речи «рассуждение», стиль речи «научный».

Развитие мышления:

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке;
  • развивать умение высказывать и доказывать суждения.

Воспитательный аспект цели:

  • формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель–ученик, ученик–ученик;
  • формирование сознательной дисциплины;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование целеустремленности, трудолюбия, аккуратности;
  • воспитание любви к родному языку, его красоте, образности.

Оснащение: компьютер, проектор, экран, слайды–сопровождение урока.

Данный урок является уроком открытия нового знания. Урок строится с опорой на ранее изученные темы: «Степени сравнения прилагательных», «Разряды прилагательных», «Наречие как часть речи».
 В ходе урока, работая с дидактическим материалом, обучающиеся выполняют лингвистический разбор предложенных учителем текстов. Наблюдения над языковыми явлениями позволяют учащимся сделать вывод об особенностях образования степеней сравнения наречий. Обучающиеся также учатся отличать наречия в простой сравнительной степени от омонимичных форм прилагательных.
Процесс обучения в течение всего урока предусматривает использование различных приемов обучения, современных ТСО, компьютера, что позволяет обучающимся более наглядно представить результаты исследования изучаемых языковых явлений. Реализация поставленных целей и задач позволяет формировать УУД, способствует повышению уровня учебной мотивации.

Критерии эффективности данного урока:

1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока
2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.
3. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
4. Мотивация познавательной деятельности на уроке.
5. Наличие самостоятельной работы при выполнении творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
6. Достижение целей урока.

Данный урок, по мнению автора, отражает использование современных и эффективных методов и приемов организации образовательной деятельности:

Методы обучения:

  • частично-поисковый
  • проблемных заданий
  • работа в парах
  • имитационный    
  • здоровьесберегающий
  • самостоятельная работа
  • рефлексия

 Методические приемы:

  • повторение изученного
  • работа с орфограммой
  • работа с таблицей
  • объяснения учителя
  • лингвистический разбор слов
  • синтаксический разбор

Виды учебной деятельности:

  • планирование учебного сотрудничества
  • сравнение
  • сопоставление
  • нахождение сходств и отличий
  • извлечение необходимой информации из предложенных текстов
  • анализ
  • построение речевого высказывания в устной форме
  • накопление опыта в составлении высказываний на грамматическую тему
  • коррекция

Ожидаемые результаты:

Данный урок должен обеспечить развитие следующих умений и навыков учащихся:

  • собирать, обобщать и систематизировать языковые явления и представлять ее в  форме вопросов и ответов,  в виде таблиц;
  • выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания;
  • излагать в научном стиле результаты коллективной и индивидуальной познавательно-поисковой деятельности;
  • сравнивать, проводить аналогии, обобщения при сравнении языковых фактов.

Предметные:

– пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
– систематизировать языковые явления;
– делать обобщения на основе анализа изученного грамматического материала.

Общеучебные:

– совершенствование приемов работы с текстом, опираясь на ранее приобретенные умения;
– умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
– формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;
– расширение лингвистического кругозора,
 – развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:    

 –  развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей
 –  развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
 –  расширение общего лингвистического кругозора;
 –  развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер; формирование мотивации к изучению родного языка;
 
Личностные:

– осознание родного языка как основного средства общения межу людьми.

Использованные методы и методические приёмы организации учебного сотрудничества обеспечили усвоение материала и позволили создать необходимые условия для формирования универсальных учебных действий обучающихся.

ХОД УРОКА

Приложение 1

Приложение 2