В статье речь пойдет об использовании однодневного учебного выезда в качестве “инструмента “, позволяющего ученику получить знания об окружающей среде и собственными глазами увидеть ландшафт, сформированный в климатической зоне родного края.
Ключевые слова: учебно – полевой выезд, проблемное обучение, нетрадиционные формы обучения, географические компетенции.
Основной материал статьи:
“Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Уроку посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению самых смелых критиков”
(В.С. Безрукова).
Что можно изменить в традиционном уроке? Таким вопросом задаются многие учителя естественно научного профиля обучения. Их задача, используя иллюстративно – наглядный метод обучения , рассказать о животных которые , обитают в мире и , в частности , в родной стране. Показать виды и ландшафты на картах и специальных наглядных моделях. Но существует один не учитываемый многими аспект: детей 21 века уже достаточно тяжело удивить картинкой на экране или красочным фильмом. И в таком случае учителям на выручку приходит возможность организовать выезд в лес на выходные с целью ознакомления ребят с природными достопримечательностями родного края в живую [3].
Конечно, эту возможность в полной мере может реализовать учитель географии, так как именно в программе по географии есть такие темы: план и карта, типы ландшафтов, метеорология. В полевых условиях ребёнок с помощью учителя может быстрее освоить материал по программе, так как будет выполнять задания непосредственно на местности. Любые туристко – образовательные мероприятия самодеятельного характера могут стать началом большой исследовательской деятельности учащегося [4].
Обучающий выезд в лес – это нетрадиционный способ получения знаний, так как не вписывается в рамки традиционного обучения и является активной формой образовательной деятельности. Ещё одной отличительной особенностью выездов является полное разнообразие деятельности, ориентированной не только на обучение. В лесу ученики находят пути взаимодействия друг с другом. Ведь кроме работы на местности с материалом им нужно организовать собственный маленький лагерь. Так же достоинством выезда может являться отработка в нём различных педагогических технологий – более всего подходит проблемное обучение. Ведь именно в лесу ученики попадут в “проблемные” ситуации. Куда идти? Когда ставить лагерь? Как приготовить вкусный обед? Сколько пилить дров? Как правильно работать с школьным нивелиром? Как правильно держать планшет и компас? И так далее. Возвращаясь к вопросу организации стоит помнить, что мотивационный компонент имеет большое значение в подготовке предложения ученикам поучаствовать в таком необычном мероприятии. О выезде нужно договорится заранее с родителями и подготовить ряд документов в учреждении. Конечно, для того, чтобы поехать с детьми в такой образовательный поход, учитель должен иметь определённые знания и навыки в туризме [1].
Система подготовки и организации полевого – учебного выезда:
I. “Пред выездной” учебно – методический этап
Рассмотрим на примере построения профиля склона с помощью школьного нивелира.
Постановка целей и задач
Цели работы: построение профиля склона с помощью школьного нивелира.
- Формирование навыка составление профиля ручья
- Формирование коммуникативных навыков в общении.
- Развитие творческих способностей учащихся
Задачи работы:
- Собрать материал, который может быть использован при изучении школьного курса картографии с основами топографии.
- Расширить знания учащихся о создании карт и планов.
Методы и приемы исследования:
- Метод нивелирования.
- Маршрутный метод описания.
- Обработка и анализ.
Подготовка учебного материала:
Термины которыми будем пользоваться [2]:
Нивелирование – это определение разности высот точек на местности. Результаты нивелирования записываются в блокнот, в котором производится подсчет высот точек. На основании полученных данных составляются продольные и поперечные профили земной поверхности.
Школьный нивелир (рис. 1) – это простейший прибор для определения превышения одной точки местности над другой при проведении вертикальной съемки местности. Он представляет собой две Т-образно скрепленных рейки высотой 1 метр. Горизонтальная рейка (визир) имеет длину 20-30 см и соединена с вертикальной строго перпендикулярно. В точке соединения реек вбивается маленький гвоздик, к нему на ниточке подвешивается грузик (например – гайка). По положению отвеса при работе судят о вертикальности нивелира.
Рис. 1. Школьный нивелир
Азимут – это угол между направлением на север и направлением на какой-либо удаленный предмет. Отсчитывается обычно по часовой стрелке.
Методика построения профиля склона с помощью школьного нивелира:
1) При нивелировании пологого склона школьным нивелиром превышения соседних точек равны высоте инструмента, а горизонтальные проложения отдельных отрезков линии между точками различны в зависимости от крутизны склона.
2) В первой точке нивелирного хода по компасу ученики определяют магнитный азимут вдоль линии и устанавливают школьный нивелир вертикально по отвесу таким образом, чтобы верхняя короткая планка получила горизонтальное положение.
3) По верхнему ребру горизонтальной планки, заменяющему ось зрительной трубы нивелира, визируют по линии хода и отмечают на склоне точку, куда попадает горизонтальный визирный луч. В эту точку ставят второй школьный нивелир (рис. 2).
Рис. 2. Порядок выполнения нивелирования со школьным нивелиром
4) Превышение второй точки над первой будет равно 1 м. Горизонтальное проложение измеряют рулеткой от середины верхней планки до подножья второго нивелира. Затем школьные нивелиры последовательно переносят в другие точки вверх по склону.
5) Данные измерений заносят в полевой журнал, в абрисе отмечают объекты окружающей местности. В камеральных условиях данные журнала обрабатывают, проводят вычисление относительных и абсолютных (если есть такая возможность) высот точек, осуществляют проверки соответствия суммы всех превышений разности абсолютной и относительной высот между последней и первой точками, вычисляют горизонтальное расстояние до каждой точки от начальной и, выбрав удобные масштабы, приступают к построению профиля местности.
Подготовка материальной базы.
Ученикам для работы понадобиться (на группу в 15 человек): 6 нивелиров (по 2 на подгруппу), 3 компаса, 6 планшетов с листками бумаги формата А 4 + ручки и карандаши, 3 рулетки в 10 метров. Нивелиры можно изготовить самостоятельно: например, на уроке труда.
Составление описания хода работы:
Ход работы:
- Для составления профиля нужно разделиться на 3 группы по пять человек.
- Для каждой группы даётся азимут по направлению которого будет проходить нивелирование.
- Далее по выше описанной методике начинается съёмка.
- Рисовка и сведение контуров склона
II. Организация выезда включает в себя следующие подпункты:
- Организация выезда или сбора начинается с родительского собрания на котором учитель должен рассказать о грядущем мероприятии, его сроках и месте проведения. Провести ликбез по условиям, в которых будут находится учащиеся. Назначить промежуточную встречу с учениками.
- При подготовке к проведению встречи руководитель составляет список общественного снаряжения и прикидывает список продуктов. При недостаточной материальной оснащённости педагог может обратиться как к школе так и к родителям на родительском собрании.
- На встрече зачитывается список личного снаряжения для выезда в который входят письменные принадлежности. Оглашается список покупок продуктов и назначаются ответственные за покупку.
- Выбор места проведения полевых работ с учётом того что стоит рассчитывать однодневный выезд на 8 часов, а двухдневный на 16 часов. На встрече назначается дата, время отъезда и место встречи.
Подводя итог, стоит сказать, что учебные выезды формируют определённый уровень основных географических компетенций, являются благоприятной средой для отработки и применения географических навыков. Данный вид образовательной деятельности вполне можно назвать географически направленным. Такие полевые выезды являются благоприятной средой для формирования пространственного мышления и требуют от учеников зачастую творческого и креативного подхода к ситуации. Во время учебно – полевых выездов ученики воочию наблюдают за изменением рельефа и ландшафтов, а также сами их и преодолевают, что формирует в их голове достаточно яркие образы и представления об устройстве земной коры и взаимосвязях между разными природными сферами.
Список используемой литературы:
- Тымко Н.В. Подготовка педагога к процессу социализации ребенка в условиях туристского поход: /Педагогические технологии организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися/ Сб. из опыта работы под ред. В.В.Казанцева.– М.: Изд-во РИТМ, 2008. – с. 65–74.
- Кузнецов А.П. – География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие – М.: Дрофа, 2010.
- Сиземская И. Н., Гессен С. И.: Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным // Педагогика. 2002. №4. С.44–47.
- Тымко Н.В. Интеграция общего среднего и дополнительного географического образования детей как инновационная технология расширения образовательных услуг: /Инновационные технологии в детском туризме/ сб. статей и авт. Программ дополн. образования детей. – М: Изд-во Ритм, 2008 – С. 65–92.