Цели урока.
Познавательные:
- Познакомить с понятием “реактивное движение”.
- Познакомить учащихся с практическим применением закона сохранения импульса.
Развивающие:
- Развивать творческие способности и познавательные интересы.
- Формирование умения видеть практическую пользу знаний.
- Привить интерес к физике.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости к своей родине: показать вклад учёных нашей страны в освоении космического пространства.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – объяснение нового материала.
Оборудование: наглядность: компьютер, проектор, воздушный шарик, видеофрагменты.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Новый материал.
- Доклады учащихся.
- Решение задач.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Выставление отметок.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Устный опрос:
- Что такое импульс?
- Какое направление имеет вектор импульса?
- Единицы измерения и обозначение импульса.
- Сформулируйте закон сохранения импульса.
Проверка решения задач из домашней работы – двое учащихся у доски оформляют решение задач.
2. Новый материал.
Что вы понимаете под “реактивным движением”? Где встречается это понятие?
Даётся определение реактивного движения: движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части с определённой скоростью.
Демонстрация: надуть воздушный шарик и отпустить его.
Учащиеся высказываются об увиденном опыте.
На данном принципе работают реактивные самолёты и ракеты.
Демонстрация видеофрагмента. Приложение 1.
Обсуждение после демонстрации.
Многие морские обитатели при движении в воде также используют реактивный принцип перемещения.
Демонстрация видеофрагмента. Приложение 2.
Обсуждение после демонстрации.
Рассмотрим реактивное движение с точки зрения физических законов: на примере движения ракеты.
По 3 закону Ньютона: F1 = -F2( сила с которой газы отталкивают от себя ракету равна по модулю и противоположна по направлению силе действия ракеты на газы).
По закону сохранения импульса: mг * vг = mр* vр.
Но данная формула справедлива только при мгновенном сгорании топлива. А такого быть не может – это взрыв. На практике массу топлива уменьшают постепенно, поэтому для точного расчёта используют более сложные формулы. Но мы при решении задач будем применять эту формулу.
3. Доклады учащихся.
- Ц.Э.Циолковский
- Реактивное движение в природе.
4. Решение задач.
Задача №1. Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой 600г, если газы массой 15г вылетают из неё со скоростью 800м/с?
Задача №2. Ракета, масса которой без топлива 400г, при сгорании топлива поднимается на высоту 125м. Масса топлива 50г. Определить скорость выхода газов из ракеты, считая, что сгорание топлива происходит мгновенно.
5. Закрепление изученного материала и подведение итога.
- Какое движение называют реактивным?
- Приведите примеры реактивного движения.
- На каком законе основано реактивное движение?
6. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Что интересного вы узнали?
7. Выставление отметок.
8. Домашнее задание.
Параграф 23, задачи (Кирик) – Самостоятельная работа 27, достаточный уровень №6, контрольная работа №2, достаточный уровень, вариант 2 №3, №4.