Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества обучения

Разделы: Иностранные языки


“Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества обучения”.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего, люди. Из них на 1 месте - родители ,педагоги.
(А.С.Макаренко).

В нашем обществе достаточно долго бывало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения, что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причём, в данной ситуации именно семья была главным обвинителем в том случае, если результаты воспитания были плачевными.

И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. Именно школа пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решить семья.

По своему психологическому статусу школа и семья, противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор; предоставить возможность для его самореализации.

Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опят и знания.

В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребёнком и обществом.

Сегодняшние дети, к сожалению, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10, 11 классах, а в 5, 6 т.к. именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребёнка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребёнка, но и на всём образе его жизни, в его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья?

В первую очередь, это эмоциональная поддержка своего ребёнка.

Многие родители совершают свою ошибку в том, что обвиняют своего ребёнка в наступившем взрослении. Это и приводит к краху детско-родительских отношений.

Именно здесь должна помочь школа.

Так уж повелось, что мне часто приходится работать в “В” классах. Да, дети трудные не хотят учиться, не хотят трудиться. Вот тут как раз и поле совместного действия семьи и школы просвещение семьи по вопросам взросления ребёнка.

В своей работе (как классного руководителя) постоянно работаю с семьями учащихся.

Моя задача заложить в ребёнке изначально понимание того, что школа- это определённая социальная ступень, которую совершенно не нужно отожествлять с отчим домом, школа должна быть необходимостью в его жизни. Школа продолжает родительское воспитание.

С этой целью так строю воспитательную работу, чтобы она касалась и детей и их родителей.

- Провожу тесты, которые обязательно “обнародую” в классе с детьми, а позже и с их родителями.

Узнав о том, что многие дети (из теста) считают себя одинокими... провожу воспитательную работу с родителями.

Так, недавно мы смотрели с родителями мою презентацию “Ошибки родителей”. Конечно, “дала волю” родительским высказываниям. Сама же только корректирую неверные суждения.

- Провожу классные часы. Мне помогает замечательная книга С. Соловейчика “Учись учиться. Ученье с увлечением”.

- Помогают спутники классному руководителю. Заметила, что стали любить тесты, где они могут совершенно откровенно высказаться (Ни все дети могут вслух что-то озвучить).

Уже во 2-й четверти готовлю детей в сдаче ОГЭ И ЕГЭ по предметам.

-Предложила им посмотреть презентацию “Моё отношение к ОГЭ, подготовка”. Но заметила, что при просмотре они тут-же включились выполнять рекомендации – массаж ушей, между 2-мя глазами и т.д.

-Постоянно говорим об отношении к учителям, об уважении к их труду (конкретно разбираем ситуации на наших уроках);

Чувствую, что и родители прислушиваются к моим советам: задают мне вопросы на родительских собраниях, пишут мне письма в электронном дневнике. Мне очень приятно разрешать конфликтную ситуацию в семье, помогать родителям, давать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.

В будущем проведу совместное мероприятие:

“Я благодарен Родине за то, что ...”, где будут и родители и дети, наш ветеран В.А. Кутузов.

1) Ситуация с дежурством по школе – лучший дежурный (книга Ивана Рыбакова)

2) Креатив детей на “День учителя”.

На уроках английского языка используются мультимедийные технологии. Есть телевизор, DVD, проектор, ноутбук, экран. Такое оборудование позволяет поднять учебный процесс на качественно новый уровень. На уроках ребятам предоставляются презентации, подготовленные учащимися предыдущих лет. Сами ребята с удовольствием готовят свои тематические презентации.

Использование презентаций делает урок более интересным, эмоциональным, разнообразным. Учащиеся могут лучше и с большим интересом воспринимать разноплановую информацию в виде яркой картинки, таблицы, к тому же, со звуковым сопровождением. При показе слайдов можно организовать не только выполнение лексических, грамматических и фонетических упражнений, но также и само- и взаимопроверку.

Мультимедиа даёт возможность использовать многочисленные цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе, что качественно повышает уровень обучения и позволяет эффективно распределять учебное время.

Мультимедиа превращает лингафонный кабинет в мощный и эффективный инструмент преподавания, позволяет более рационально использовать время занятий и уроков, делает их интересными и насыщенными.

Мультимедиа проектор и проекционный экран позволяют:

Повысить эффективность учебного процесса

  • создать условия для индивидуального и дифференциального обучения учащихся
  • обеспечить высокую мотивацию обучения
  • установить благоприятный психологический климат на уроке
  • работать над лексической, грамматической, фонетической сторонами языка.

Лингафонный кабинет предполагает взаимосвязанные обучения: слушание и говорение.

Лингафонный кабинет - источник повышения мотивации обучения и приобретения более высоких показателей профессионального мастерства. Технические средства используются интенсификации учебного процесса, лингафонный кабинет помогает не только в обучении аудированию и говорению, но и все другим видам речевой деятельности.

При такой работе лучше развиваются разговорные навыки, т. к. учащиеся активнее и им предлагается делать пересказ прослушанного или прочитанного текста на иностранном языке.

Изучение иностранного языка с помощью компьютерных программно-методических комплексов имеет свои преимущества и недостатки.

С одной стороны, обучение проходит автономно, учебная атмосфера менее стрессовая, чем в обычном классе.

С другой стороны, существует и ряд недостатков. Например, ошибки исправляются без объяснения, а разговорную речь лучше осваивать с реальными, а не виртуальными учениками.

Использование новых информационных технологий на уроках иностранного языка — это необходимость, продиктованная временем. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.

Основная цель обучения иностранному языку – развивать личности через свои предмет, заинтересовать ученика и научить его учиться, научить общению через культурное содержание страны.

Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае человек должен владеть 2-мя средствами общения – говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае необходимо владение письмом и чтением.

Таким образом, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения.

Значит: обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условия речевого общения, нельзя.

Как правильно отмечает Б.Д.Парыгин, общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Исследователи выделяют основные функции и виды общения.

Функции общения:

- социальные (планирование и координация трудовой деятельности);

- социально-психологические функции контакта,

- информационно-коммуникативные (познание людей);

- эмоциональные;

- воспитательные.

Все функции в общении переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это влияние может быть больше или меньше, положительное или отрицательное. Вот почему так важно, чтобы учитель был личностью.

Люди живут в обществе, где каждый выполняет множество функций: в семье - мать, отец, муж, дочь и т.д.; на работе – начальник, подчиненный; учитель, врач, пациент, судья и т.п. Это все – социальные функции.

Виды общения: формальные (или ролевые) и неформальные.

Различают два вида средств общения:

1) вербальные и

2) невербальные.

Вербальные средства общения:

a) Продуктивные виды деятельности – говорение и письмо;

б).Рецептивные виды деятельности – аудирование и чтение.

Все они определяются как пассивная деятельность. Такие представления устарели. Пассивной деятельности нет и в принципе быть не может.

Невербальные средства общения:

а) Паралингвистические (интонация, дыхание, темп, дикция, громкость, ритмика);

б) Экстралингвистические (стук в дверь, смех, плач, различные шумы);

в) Кинесические (жесты, мимика);

г) Проксемические (позы, телодвижения, дистанция).

Актуальность культуры речевого общения становится особенно очевидной в наше время всемирного расширения контактов (особенно деловых) с зарубежными странами, когда запланированный прагматический эффект речевого высказывания зачастую является залогом успеха делового сотрудничества в целом.

Культурные речи, и шире, культуре речевого общения, как известно, уделяется большое внимание при обучении родному языку (это справедливо как для русского, так и для английского языка). Поэтому здесь уместны такие термины, как стилистическая правильность (уместность и логичность), а так же формулы речевого этикета.

Компоненты культуры речевого общения. Общеизвестно, что отличительной чертой коммуникативного подхода к обучения иностранного языка является трактовка целевой установки как развитие умений общаться на этом языке!!! Совокупность соответствующих знаний и умений в лингвистической и методической литературе в последнее время не редко обозначается термином “риторическая компетенция”, а в другой терминологии – “культура речи”.

Культура общения включает и такой существенный компонент, каким является культура мышления, способствующая адекватной ориентировке субъекта речи в заданных условиях общения.

Под культурой речевого общения, следовательно, мы понимаем высоко развитое умение осуществлять коммуникацию соответствующим нормам, исторически сложившимися в данном языковом коллективе, с учетом психологических механизмов воздействия на адресата. Интересно отметить, что в целом ряде стран в настоящее время растет интерес к риторике как к способу оптимизации коммуникаций, искусству речевого общения. В США, например, преподавание риторики входит обязательным предметом в учебные программы, предназначенные для учащихся, которые специализируются в таких областях как педагогика, право, менеджмент.

Современное состояние обучения культуры иностранного общения.

Необходимость овладения культурой речевого общения является общепризнанной. Идея развития культуры иноязычного общения пока еще не получила широкого признания, подтверждением чего служит тот факт, что это важная цель обучения иностранному языку не нашла еще должного отражения ни в теории, ни в практике преподавания.

В качестве основных выделили следующие моменты:

  1. Упоминания о культуре речи можно обнаружить только в методических работах, ориентированных на языковой вуз., тем не менее в программах даже для этого типа учебных заведения отсутствуют четкие требования культуры речи.
  2. Так, отмечается, что студент должен приобрести “правильные” произносительные навыки, научиться свободно и правильно пользоваться грамматическими конструкциям, научиться правильно оформлять свою устную и письменную речь.
  3. Таким образом, из всех компонентов культурной речи в поле зрения составители программы попал только термин “правильность”.
  4. Культура речевого общения и культура речи чаще всего трактуются как тождественные понятия, во время, как они соотносятся как целое и его часть.
  5. В настоящее время отсутствуют языковые минимумы, которые были бы составлены под углом зрения данной цели; нет пока и научно отобранных минимумов формул речевого этикета.
  6. В действующих учебниках нет обоснованных систем упражнений, направленных на развитие отдельных аспектов культуры общения.

Так, при введении нового материала необходимо раскрывать его форму, значения и употребление. (Например, much – с неисч. сущ., many – с исч. сущ.). вместе с тем, все исследователи английского речевого обучения утверждают, что употребление much, many, а так же a great deal of в утвердительном предложении предает высказыванию оттенок официальности, и наоборот, a lot of, lots of имеют более разговорный, неофициальный характер, например:

a) Many people derive much pleasure from attending music festivals. (Formal);

б) Music festivals give a lot of fun to lots of people. (Informal).

Formal. Informal.
Do you remember him? Remember him?
I am very sorry. Sorry.

Из наблюдений видно, что эллиптические предложения свойственны неофициальному стилю.

Целесообразно так же, предусмотреть работы по отработке отдельных реплик с учетом их фонетического звучания, а так же интонации. (Это работа с текстом (диалоги), где участвуют члены семьи, служащие). Здесь будет прослеживаться стиль: официальный и неофициальный.

Молодежь использует языковые средства, не свойственные старшему поколению; социолингвистика выделяет так же “мужскую” и “женскую” лексику. На основании указанных факторов (уровня образования, возраста, пола) в языке выделяются вариативности “по отношению к “говорящему”” (“according to user”). Этой языковой вариативности мы не обучаем, поэтому задания: пересказать текст от лица (мамы, дочери и т.д.), ни в коей мере не ориентированы на обучение выбору адекватных языковых средств.

Следовательно, обучение речевому этикету входят составной частью в системы работы по развитию речи учащихся. Все компоненты культуры общения следует развивать параллельно.

Итог.

- Зодчий строит храмы и дворцы;

- Композитор создаёт музыкальные произведения;

- Художник – живописные полотна

А учитель ...

Учитель создаёт методическую систему как произведение педагогического мастерства.

Как учитель – предметник пытаюсь достичь высот через критерии направленности урока:

- Сохранение работоспособности школьников;

- Снижение утомляемости;

- Формирование положительной мотивации учащихся;

- Создание благоприятного психологического микроклимата.

Для этого постоянно забочусь о том, чтобы чередовались формы учебной работы. Провожу физкультминутки; создаю ситуацию успеха на уроке; использую интерактивные формы, методы и приёмы обучения; внедряю инновационные подходы при оценке деятельности учащихся.