Цель образовательных развивающих ситуаций в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Как научить маленького ребенка думать?

Очевидно, что научить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем, побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок маленький исследователь и стремится к активной деятельности.

Каждый вид образовательной деятельности ребенка рассматривается как образовательная ситуация. Что характерно для образовательной ситуации? Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Правило: не делай за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно! (но исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей), одному ребенку нужно – напоминание, другому – показ, третьему – совместное действие с ребенком.

Классификация образовательных ситуаций

(исходя из основного характера деятельности детей)

Типы образовательных ситуаций

1. В начале организуется ВВОДНАЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОС, побуждающая ребенка к самостоятельному поиску решения возникшей задачи. Важно, чтобы в ходе этой ОС у ребенка сложился замысел его деятельности (чтобы он не оказался лишь исполнителем чужого замысла). Вслед за этим создаются условия для проведения детьми соответствующих самостоятельных экспериментальных исследований или поиска информации. Зачастую в такой предварительной поисковой работе участвуют и родители, выполняя задания, которые они получают в детском саду.

2. После таких самостоятельных попыток, которые дети предпринимают, чтобы найти решение поставленной задачи, создается ОС – ОБСУЖДЕНИЯ (выявление и сопоставление разных точек зрения, подбор и предъявление аргументов для их доказательства...).

3. А затем ОС – РЕФЛЕКСИИ получившихся результатов (диалог, дискуссия) в ходе выясняются, какие средства и способы были использованы, удалось ли с их помощью решить задачу, какие из них оказались наиболее эффективны.

Создавая “рефлексивную ситуацию”, взрослый “разрывает”, останавливает естественный ход процесса, “текущего автоматически”, с тем чтобы дать ребенку возможность различить для себя то действие, которое он совершил. Затем взрослый помогает ребенку зафиксировать эту остановку и сам останавливает процесс:

- посмотрим, что здесь происходит...

- было вот как, а стало...

- что изменилось? Почему? Что ты для этого сделал? Как ты сделал?

- повтори (зафиксировать произведенные действия в схемах, рисунках).

4. Далее следует ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ (ОСОЗНАНИЕ) того, что произошло, насколько это типично для рассматриваемого процесса, состояния, насколько свойственно ребенку:

- Ты всегда так делаешь? У тебя всегда так получается? Это твое правило? Ты думаешь надо поступить именно так, или можно как-то по-другому? Как другой (называется конкретное знакомое лицо ребенку) поступил бы в этой ситуации?

5. И, наконец, организация ОБОБЩЕНИЯ объективного содержания и отчуждения от него, “освобождение от субъективной пристрастности к нему”.

Для этого создаются ОС со следующими вопросами:

Как ты думаешь, если мы повторим наши действия (назвать конкретные действия), получится ли тоже самое? Так всегда бывает? Почему так получается? Какой закон здесь действует? Все так поступают (действуют) так же как и ты, или каждый делает по-своему, по-другому? У любого человека получилось бы именно так в этом случае?

Этапы постановки и решения образовательных развивающих ситуаций:

  1. Постановка, формулирование проблемы;
  2. Выдвижение, предположений и гипотез;
  3. Выбор, проверка, обоснование гипотез;
  4. Подведение итогов, рефлексия, вывод.

Классификация образовательных развивающих ситуаций

(по форме организации детей)

  1. Заранее спланированные – придуманные, с подготовленным материалом, в которой решаются воспитательно-образовательные задачи. Сценарий спланированных ситуаций должен быть настолько гибким, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий, но придерживаясь при этом поставленной цели.
  2. Спонтанные – (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в образовательную. Спонтанные ОС необходимы, когда ребенку в его самостоятельной деятельности не хватает для решения возникших у него задач, нужных для этого средств и способов.

Условия, для успешного решения образовательных ситуаций

Для того чтобы правильно поставить и успешно решить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себя принятие проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Приемы организации поисковой деятельности для решения образовательной ситуации

  1. Система вопросов, переформулирование условий задачи;
  2. Наводящие задачи или задачи-подсказки;
  3. Неправильные решения игрового персонажа;
  4. Недосказанная история, ситуация;
  5. Цепочка наводящих задач;

Используя образовательные ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знанию, а к познанию. Ребенок сам добывает знания, познает мир. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает, сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Анализируя проблему, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, развиваются его творческие способности.