Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
- развитие умения употреблять большую букву в именах, отчествах и фамилиях;
- учить отличать имена собственные от нарицательных.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формировать познавательный интерес к учебному материалу;
- формировать осознание значимости данного умения;
- понимать причины успеха в учебной деятельности;
- желание умело пользоваться русским языком.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом;
- уметь сравнивать;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- производить логические операции;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные универсальные учебные действия:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
- объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формы речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, группе;
- формулировать понятные высказывания, используя термины.
Предметные результаты:
- формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
- различать заглавные и строчные буквы;
- различать слова, которые пишутся с заглавной буквы;
- формировать навык написания слов с заглавной буквы;
- находить в словах изученные правила.
Оборудование:
- дидактический материал Л.Ю. Комиссарова 2 класс;
- картина «Бурый медведь. Весна» (из серии «Картины из жизни диких животных»;
- рисунки, выполненные в стиле «Шарж»;
- карточки для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент. Минутка чистописания.
– Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Пишем красиво и аккуратно.
М м
II. Словарная работа.
– Отгадайте, о ком говорится в загадке: Летом наедается, зимой высыпается. (Медведь)
– Запишите слово-отгадку.
– А кто знает, почему медведя так называют?
– Поможет нам ответить на этот вопрос сценка "Сорока и медведь"
– Эй, Миша – медведь, на вопрос ответь.
– Какой вопрос, Стрекотуха?
– А почему тебя Медведем зовут? Глухаря – понятно: он зимой белый. А вот медведь – непонятно!
– Хе-хе! Бестолковая ты птица: Медведь – значит мед ведающий. Знаю, стало быть, где мед в лесу спрятан…
– Так почему медведя так зовут?
– О ком еще говорилось в сказке? (О сороке, глухаре, зайце)
– апишите и эти словарные слова.
– Выделите орфограммы.
– Как теперь можем проверить слово медведь? (Мед ведающий)
Вывешивается картина
– Посмотрите на картину.
– Кто на ней изображен?
– Ребята, а почему на поляне с медведицей 3 медвежонка? Кто знает? (Медведица ложится в берлогу с прошлогодними медвежатами. Они помогают ей следить за новорожденными малышами, недаром прошлогодних медвежат зовут – пестунами).
– Где на картине изображен пестун?
– Запишите новое словарное слово.
Пестун – пестовать (воспитывать).
– Придумайте свое предложение.
Из чащи вышла на лесную поляну большая бурая медведица с веселыми медвежатами.
– Какое это предложение? (Повествовательное)
– Назовите грамматическую основу?
На доске слова написаны с большой буквы. Почему?
- Коська
- Терентий
- Стрекотуха
- Миша
– Какие имена нам сегодня на уроке уже встречались?
– Соотнесите словарные слова с именами, написанными на доске. Запишите в тетрадь.
III. Тема: Сегодня на уроке мы должны вспомнить о том, что знаем про написание имен собственных.
Работа в группах.
Карточка 1
У вас написан рассказ, но для того чтобы его прочитать надо выполнить задание.
– Из слов каждой строчки составь и запиши предложение.
В цирке
- Владимир, выступает, цирке, с, Андреевич, в, медведями, Никитин.
Владимир Андреевич Никитин выступает в цирке с медведями. - Русский, медведи, танец, Богатырь, танцуют, и, Малыш.
Медведи Богатырь и Малыш танцуют русский танец. - Медведица, Настасья, катается, велосипеде, Ивановна, на.
Медведица Настасья Ивановна катается на велосипеде.
Фронтальная проверка.
– Назовите имена собственные.
– Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
Вывод: Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе: в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в дар получает…
– Как называют людей с одинаковыми именами? (тезками)
– Среди учащихся нашего класса есть тезки? Назовите.
Русские фамилии
Нередко человеку давали фамилии по месту, где он жил (Болотин – около болота), (Рязанов – в Рязани). Бедные люди получали фамилии по – своему ремеслу. (Плотников – плотник). Иногда фамилии давали по внешнему признаку.
IV. Физкультминутка.
– Давайте сами придумаем фамилии по внешнему признаку. (Картинки)
Однако одинаковые фамилии были не только у родственников.
– Как называют таких людей? (Однофамильцы).
Писатели: Лев Толстой, Алексей Толстой и драматург Константин Толстой.
– А если 2 человека являются и тезками и однофамильцами?
– Как различать таких людей (по отчеству)
На доске:
(М,м)аршак | (П,п)оэт | |
(П,п)оэт | (М,м)ихаил | |
(А,а)лексей | (Б,б)орисов | |
(Р,р)епин | (С,с)ергей | |
(С,с)еменов | (И,и)ванов |
Задание: Внимательно прочитайте слова в левом и первом столбиках. Напишите в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найдите среди лишнее. Ответ обоснуйте.
V. Работа с учебником.
Дидактический материал стр. 62 упр. 135
Самостоятельная работа – карточка 2: (по вариантам)
VI. Д/з.
Хорошо работали, —► нет домашнего задания
VII. Рефлексия.
– отгадайте загадку:
И у тебя, и у меня,
И у попа, и у кота,
И у щуки в море,
И у дуба в лесу.
(Имя)
Урок окончен.