Интегрированный урок (география + информатика) на тему "Изучение распространения почв на территории России методом создания цифровой карты"

Разделы: География, Информатика


Тип урока: комбинированный

Форма урока: самостоятельная работа под руководством учителя

Цели урока: Показать взаимосвязь географии и информатики, указать на необходимость их изучения с целью применять полученные знания и умения на практике.

Предметные:

  • формирование представления о разнообразии почв и закономерностях их распространения;
  • знакомство с географией размещения почв на территории России;
  • формирование умения анализировать карты, профили, схемы;
  • овладение навыками использовать карту как средство изучения географических процессов и явлений;
  • формирование знаний учащихся о почвах России и закономерностях их распространения.

Метапредметные:

  • развитие умения самостоятельного анализа материала из различных источников географической информации;
  • овладеть информационно-коммуникационными технологиями обработки информации;
  • овладение навыками использования различных электронных приложений как средств изучения географических процессов и явлений.

Личностные:

  • воспитание способности правильного выбора из возможных вариантов, любознательности, самостоятельности, трудолюбия;
  • развивать творческие способности учащихся, расширять знания и кругозор;
  • сформировать информационную культуру и потребность в приобретении знаний и навыков использования информационных технологий в учебно-познавательной деятельности.

План урока 

Содержание этапов урока Виды и формы работы Время, мин.
Организационный момент Приветствие 0,5
Мотивационное начало урока Фронтальный опрос по географии.Постановка проблемных вопросов по географии и информатики 5
Основная часть 1. Изучение нового материала по географии путем самостоятельной групповой работы с использованием ИКТ-технологий.
2. Опрос-повторение ранее изученного материала по информатике для выполнения заданий по географии, закрепление ранее изученного материала путем создания интерактивной карты
25
Обобщение Анализ собранных результатов по географии, представленных в виде интерактивной карты 5
Подведение итогов Выставление оценок 2
Рефлексия урока   1,5
Домашнее задание   1

Ход урока

Учебно-материальное обеспечение:

  • АРМ учителя;
  • компьютерный класс 14 ученических ПК, локальная сеть, мультимедийный проектор;
  • компьютерное программное обеспечение: программа создания презентаций Microsoft PowerPoint;
  • карта «Почвы России»;
  • опорные конспекты и цифровые листы-карты.

Задачами данного интегрированного урока являются:

  • активизация познавательной деятельности учащихся, используя создание ситуации для поиска, обработки и творческого нестандартного подхода к представлению материала;
  • усиление практической направленности (создание интерактивной карты через овладение практическими навыками работы на компьютере);
  • оптимизация труда учителя (накопление методического и дидактического материала);
  • развитие творчества, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах).

Для успешного проведения такого урока необходима постоянная и тесная работа учителей географии и информатики.

Тема, цели, а также план урока расположены на рабочем столе в форме листа презентации PowerPoint (у автора). Слайд доступен на протяжении всего урока.

Раздаточный материал (у автора) представляет собой само задание на урок для самостоятельной работы, справочный материал, карты, схемы, опорный конспект по темам «Почвы России» и «Компьютерная презентация». Подобная организация материала облегчает поиск и сокращает время загрузки применяемых на данном уроке компьютерных программ.

Фронтальный опрос по географии выполняется устно в форме «вопрос-ответ». Опрос-повторение по информатике выполняется в устной форме: вопросы выводятся на экран монитора и представлены в виде теста с выбором правильного ответа и краткой записью ответа.

Объяснение нового материала по географии, повторение материала по информатике и подготовка к практической работе происходят в интерактивном режиме. Учащиеся по ходу урока работают с раздаточным материалом по географии, где наряду с опорным конспектом, куда записываются основные понятия и важные моменты, находятся план практической работы и задание на дом. Данные листы остаются у учащихся и в дальнейшем (после проверки учителем практического и домашнего заданий) вклеиваются в тетрадь.

I. Фронтальный опрос по географии

  1. Что называется почвой?
  2. Почему почва считается «особым природным телом»?
  3. Назовите главные факторы почвообразования.
  4. Какое строение имеют почвы?
  5. Почему В.В. Докучаев называл почвы – «зеркалом ландшафта»?

Почва считается зеркалом ландшафта потому, что каждая почва со своим набором почвенных горизонтов соответствует определенным условиям образования, и формирование каждого почвенного горизонта, и собственно почвы, происходит в конкретных местных условиях, при определенном климате, под определенной растительностью.

Тип почв – группы почв, обладающих сходным строением и свойствами, образованных в одинаковых условиях.

В природе сложилось удивительное разнообразие почв, образующих на земной поверхности необычайную пестроту почвенного покрова.

Это разнообразие человек должен учитывать в своей практической деятельности.

II. Закономерности размещения почв

Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв подчинено закону широтной зональности на равнинах и высотной поясности в горах.            Важнейшей причиной зональности почв В.В.Докучаев назвал изменение климата, его главных характеристик – режима увлажнения и температурного режима.

В горных условиях в зависимости от высотной поясности формируются почвы, похожие на почвы равнин, но отличающиеся меньшей мощностью, неразвитым почвенным профилем. По механическому составу это - щебнистые, валунные или галечниковые почвы.

В России широтная зональность почв выражена ярче, чем в других странах мира.

Давайте вспомним:

  1. Как изменяется количество тепла при движении с севера на юг на равнинах России? В горах?
  2. Что называется испаряемостью?
  3. Что называется коэффициентом увлажнения?

III. Важнейшими факторами зонального размещения почв по поверхности России являются

  • большие размеры территории страны,
  • значительная протяженность с севера на юг,
  • преобладание равнинного рельефа.

(Схема «Взаимосвязь зонального типа почв с климатом и растительностью» находится на столах у учащихся)

Главные типы почв

  1. Тундровые глеевые.
  2. Подзолистые, дерново-подзолистые, мерзлотно-таежные.
  3. Серые и бурые лесные.
  4. Черноземные.
  5. Каштановые.
  6. Бурые почвы пустынь и полупустынь.
  7. Красно-бурые субтропические.

IV. Опрос-повторение «создание компьютерных презентаций»

  1. Чтобы удалить текст, рисунок со слайда, необходимо ... (Выделить его и нажать клавишу DELETE)
  2. Запуск демонстрации слайдов происходит путем нажатия клавиши… (F5)
  3. Как выйти из режима просмотра презентации? (нажать клавишу ESC)
  4. Что необходимо сделать для сохранения файла? (Выполнить команду «Файл – Сохранить как…» - выбрать место сохранения – выбрать «говорящее» имя файла)
  5. Вам нужно, чтобы смена слайдов происходила автоматически. Вы выберете в меню (а):
    1. Демонстрация → смена слайдов
    2. Демонстрация → настройка анимации
    3. Сервис → настройка
  6. Гиперссылка – это… (текст или изображение, нажатием на область которых можно переходить либо на другую страницу того же, либо организовать связь между разными виртуальными ресурсами)

Правила создания презентаций приведены в раздаточном материале, как и правила создания гиперссылок. Перед началом работы устно повторяются основные моменты.

Правила создания гиперссылок:

  1. В обычном режиме просмотра выделите текст или объект, который нужно использовать как гиперссылку.
  2. На вкладке Вставка в группе Связи нажмите кнопку Гиперссылка.
  3. В поле Связать с выберите местом в документе.
  4. Выполните действие: Ссылка на слайд в текущей презентации.
  5. В поле Выберите место в документе щелкните слайд, который нужно использовать как цель гиперссылки.

Основные правила создания презентаций:

  1. Простота, лаконичность (минимализм в подаче визуальной информации);
  2. Краткое изложение материала, максимальная информативность текста;
  3. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств);
  4. Тщательно структурированная информация;
  5. Важную информацию (например, выводы, определения, правила и т.д.) нужно подавать большим и выделенным шрифтом и размещать в левом верхнем углу слайда. Второстепенную информацию желательно размещать внизу слайда;
  6. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. Главная идея - в первой строке абзаца;
  7. Графика должна органично дополнять текст;
  8. Объяснения размещаются как можно ближе к иллюстрациям, с которыми они должны появляться на экране одновременно;
  9. Всю текстовую информацию нужно тщательно проверить на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

V. Выполнение практической работы в группах

Требуется создать интерактивную карту «Почвенная карта России».

Класс делится на группы по 2-4 человека в зависимости от численности учащихся в классе и получают индивидуальное задание:

  1. Тундровые глеевые.
  2. Подзолистые, дерново-подзолистые, мерзлотно-таежные.
  3. Серые и бурые лесные.
  4. Черноземные.
  5. Каштановые.
  6. Бурые почвы пустынь и полупустынь.
  7. Красно-бурые субтропические

Задание:

  1. Проанализируйте карту в атласе

  2. Прочтите условные знаки, назовите приведенные в карте типы почв.
  3. Какие почвы занимают большие площади?
  4. Каким способом показаны азональные типы почв (пойменные, болотные)?
  5. Проследите границу области распространения многолетней мерзлоты. Какие части страны она ограничивает?

Далее каждая группа, используя раздаточный материал, а также средства ИКТ ищет данные по своему типу почв (делая необходимые пометки в листах с раздаточным материалом) по следующему плану:

  1. Тип почв
  2. Природная зоны, характерная для этого типа почв
  3. Особенности почвы (мощность, покров, наличие гумуса, увлажнение)
  4. Плодородие (от «Почти нет» до «Очень Большого»)

Найденную информацию группа представляет в виде компьютерной презентации, используя гиперссылки, а также при необходимости – анимацию, следующей структуры:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Контурная карта России с нанесенными на нее пометками-гиперссылками
  4. Описание по плану

VI. Итог урока

Учащиеся в своих группах обсуждают и анализируют, полученные результаты по выданным им на группу заданиям, заполняя раздаточные листы, готовясь к выступлению, преподаватель по сети собирает данные и объединяет их в одну презентацию, которая и станет интерактивной картой – итогом урока.

По итогам урока учащимся предлагается ответить на вопросы – самопроверка и анализ проделанной работы (ответы записываются в листы раздаточного материала):

  1. почему на территории нашей страны такое разнообразие почв? (большая протяженность с севера на юг и с запада на восток, как следствие – разнообразие природных зон и почв);
  2. какие почвы преобладают? (дерново-подзолистые и подзоистые)
  3. какие почвы наиболее плодородны? (черноземы)
  4. где они расположены? (в южных степных районах)

VII. Домашнее задание по географии

§27, проанализировать рис.49, стр.131. Повторить понятие «ресурсы» и «виды ресурсов».