Актуальность темы
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья – одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Ребенок часто является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Одной из самых распространенных причин чрезвычайных событий является пожар.
Высокий уровень детской смертности и травматизма во время пожаров в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, процесса обучения дошкольников в области пожарной безопасности. Поэтому решение этой проблемы является актуальной и значимой.
Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении.
«Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт». Только во взаимодействии друг с другом мы можем создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача взрослых, педагогов и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, знакомить с правилами пожарной безопасности, готовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Идея данного проекта появилась по инициативе наших воспитанников и была вызвана их интересом к данной проблеме.
Мы решили совместно с родителями вплотную заняться решением этого очень важного вопроса. Нами была приобретена наглядность, плакаты, разработаны картотеки, наборы открыток, подобраны книги с рассказами и стихами о пожарной безопасности. Мы разработали проект длительностью (3 месяца) «Искру туши до пожара, беду отводи до удара».
Цель проекта: формировать у детей осознанное выполнение правил поведения обеспечивающих сохранность жизни и здоровья, объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности, обучить правильным действиям в пожароопасных ситуациях.
Задачи проекта: для достижения намеченной цели поставили следующие задачи:
- Формировать навыки осторожного обращения с огнем
- Расширять представления о причинах неосторожного обращения с огнем
- Освоить правила оказания первой помощи
- Воспитывать осторожность в обращении с огнем
- Воспитывать уважение к труду работников МЧС
- Формировать умение совместно заниматься каким-либо видом деятельности
- Побуждать детей объединяться на основе общего интереса.
Ожидаемые результаты:
- Расширить представления о правилах пожарной безопасности
- Сформировать осознанное отношение при пользовании электроприборами
- Сформировать умения способствующие развитию коммуникативных навыков
- Изменить отношение к данной проблеме всех участников проекта
- Повышение компетентности участников педагогического процесса (детей, педагогов и родителей) по вопросам пожарной безопасности.
План реализации проекта
Данный проект был рассчитан на 3 месяца и проходил в три этапа:
1 этап – подготовительный:
- Изучение проблемы по данному вопросу через изучение специальную методическую литературу
- Подбор детской литературы, дидактических и словесных игр в соответствии с возрастом детей
- Наблюдение за детьми во время чтения, игр, непосредственно-образовательной деятельности
- Изготовление картотек по играм, художественное слово (стихи, загадки, пословицы, проблемные ситуации и.т.д.)
- Изготовление схем электроприборов первой необходимости
- Написание консультаций, рекомендаций, буклетов для родителей
- Подготовка домашних заданий
2 этап – основной (март, апрель, май)
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка, познание, художественное творчество.
3 этап – итоговый
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях».
Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение с участием родителей «Пожарные на учении»