Интерес к шитью некоторые дети проявляют очень рано. На одном интернет-форуме я прочитала, что дочка попросила маму научить ее шить уже в 2,5 года. Из опыта работы я знаю, что научиться шить хотят одинаково и девочки, и мальчики. Поэтому, естественно, что работа с тканью, обучение элементарным навыкам шитья входят в систему образования в детском саду, в раздел ручного труда.
В типовой программе написано, что обучение шитью в ДОУ – это ознакомление детей с материалами и инструментами для шитья, а также выработка умений и навыков работы с ними. Основные материалы и инструменты – это игла, нить и ткань. Игла тонкая, нить еще тоньше. Игла, к тому же,– опасный инструмент. А дети, с которыми я работаю, особенные. Все они имеют различные нарушения зрения. Они видят мир по-иному. Кто-то видит искаженно, кто-то неполно, кто-то нечетко. Передо мной встала задача – помочь детям научиться шить наравне со своими здоровыми сверстниками. Я понимала, что прежде, чем начинать обучение простейшим приемам шитья, необходимо отработать с детьми тренировочные упражнения, направленные на развитие зрительно– двигательной координации и мелкой моторики кисти. Возникла необходимость создать коррекционную технологию, задачами которой будет:
- Помочь детям понять процесс шитья через компенсаторные чувства, в особенности через тактильные ощущения пальцев.
- На подготовительных этапах, через специальные упражнения, довести умения детей до автоматизма, только после этого переходить к шитью.
Вся работа была разделена 4 основных этапа:
- Экспериментирование со шнурками.
- Работа с тренажером «Стежки»
- Работа с тренажерами «Раз стежок, два стежок»
- Подготовка к шитью, шитье.
1-й этап – экспериментирование со шнурками.
Шнурок выступает, как прообраз ниточки.
Задача: через многократные манипуляции получить максимальные тактильные ощущения, знания о шнурке, как о материале.
Вопросы и задания педагога очень важны для формирования правильных действий, обобщений, умозаключений.
Предполагаемый результат: все знания, понимание о шнурках, которые дети получат в ходе экспериментирования, они перенесут на тонкую ниточку, которую они плохо видят.
Варианты заданий:
- Шнурок длинный. (Взять за один конец, провести до другого)
- У него есть концы. Сколько концов у шнурка? (Пощупать концы, показать)
- Возьмитесь за концы, натяните в разные стороны. Шнурок стал какой? (Тугой, прямой, упругий, пружинистый, похож на струну). А теперь сведите немного руки. А теперь какой – такой же? (Нет. Он стал слабенький, провис, стал потолще, похож на капельку)
- Сложите шнурок пополам, натяните. Почему шнурок стал короче? Сложите еще и еще раз, шнурок спрятался в ладошке. Скажем волшебные слова, сделаем пассы над кулачком. Шнурок появился. Возьмите за один конец, потрясите. Что произошло со шнурком – распрямился.
- Соедините концы, придайте ему форму овала, круга, капельки.
- Намотайте шнурок на цилиндр.
- Обмотайте змейкой пальцы рук.
- Сделайте из шнурка улитку.
Игра – экспериментирование «Волшебный мешочек»
1. Шнурки бывают разного цвета.
На столе – шнурки разного цвета.
– Возьмите красный, желтый, синий.
– Сложите шнурки в волшебный мешочек.
Педагог предлагает детям взять шнурки из мешка, но определенного цвета. (Дети ошибаются).
– Почему вы выбирали шнурки нужного цвета на столе безошибочно, а из мешочка ошибаетесь? (Ответ Вики Б., старшая группа: – Потому что пальчики цвет не чувствуют, только ощупь чувствуют. Цвет только глаза могут чувствовать – это обозначает видеть)
2. Сравнение шнурков: короткий – длинный, тонкий – толстый, гладкий, шероховатый и т.д. Предложить достать из мешочка определенный шнурок. Например, самый длинный, самый гладкий и др.
Вывод: пальцы не определяют цвет, а могут определить длину, толщину, характер поверхности.
2-й этап работы: тренажер «Стежки»
Вначале шитья детям трудно удержать ткань в руке, сложно понять, как удобнее держать иголку, с какой стороны втыкать ее в ткань. Для облегчения первых шагов в шитье сделано это пособие.
Тренажер сделан своими руками из плотного картона. Его удобно брать, держать в руке. Он адаптирован для детей с нарушением зрения: очерченный край, большие отверстия, выделенные красным цветом. Вырезаны таким образом, что легко определяются на ощупь, имитируют реальное сопротивление ткани, когда вставляется игла. Вместо иглы – маленький карандаш, который удобен при держании, имеет, как и игла, заостренный кончик. Нить ярко-красная, толстая, двойная шерстяная. Карандашик – иголочка хорошо задерживается в отверстии, что дает ребенку возможность перехватить руку.
Цель тренажера: научить шву «Вперед иголку», довести до автоматизма алгоритм действий: вставляем иглу снизу, перехватываем руку, вытягиваем иголку, натягиваем нить, вставляем в следующее отверстие сверху и т.д.
Этапы работы с тренажером:
1.«Сказка об иголочке» – воспитатель в процессе сказки показывает алгоритм действий при шитье.
Сказка об Иголочке.
Жила-была Иголочка. Решила она пойти прогуляться по дорожке. Но Иголочки гуляют не так, как люди, а из отверстия в отверстие. Выглянула Иголочка наполовину в самое нижнее отверстие снизу вверх, огляделась и вышла (перехватываем иглу сверху, вытягиваем, натягиваем нить). Пошла вперед. Зашла в следующее отверстие сверху – вниз (перехватываем иголочку снизу, вытягиваем, натягиваем нить) и опять пошла вперед. Так иголочка шла – шла и дошла до конца дорожки. Каждый шаг иголочки называется стежок, а дорожка из стежков – шов. Стала она думать, как назвать ей шов, который получился. Но ведь она все время шла вперед и вперед. Так и назвала – шов «Вперед иголку».
2. Самостоятельная работа детей.
Необходимо помнить, что когда мы обучаем детей с нарушением зрения какому – то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия нужно обязательно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.
3-й этап. Работа с тренажерами «Раз– стежок, два – стежок»
Цель: закрепление алгоритма действий при шитье швом «Вперед иголку»
Усложнения: в них используется более мягкий картон, его тяжелее удерживать в руке, более тонкая нить, вместо иголочки – обклеенный скотчем кончик.
Хорошо, когда этот вид работы проводится в преддверии праздников, и эти изделия могут быть подарками или украшением.
4-й этап. Подготовка к шитью, шитье.
Педагог показывает детям готовые изделия: мешочки для подарков, для ароматных трав и т.д., что стимулирует желание детей к деятельности. Материалы для работы: игла достаточно толстая, игольница, яркий цвет нити, заготовка для мешочка из х-б ткани с обозначенными фломастером точками – отверстиями. Чтобы ткань не сдвигалась, можно использовать булавку. Предварительно оговариваются правила безопасной работы с иглой и ножницами.
Результат.
Мы понимаем, что время, затраченное детьми на изготовление изделия должно быть минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует сохранению и развитию интереса к шитью.
Благодаря предварительно проведенной работе, у детей сформированы навыки: как держать ткань, как вставлять иголку, с какой стороны, как натягивать нить, чтобы получился стежок – все это ускоряет процесс шитья. Шитье превращается в увлекательное, интересное занятие. И дети с ОВЗ справляются с работой наравне со своими здоровыми (или более здоровыми) сверстниками. Аналогично можно обучать шву «Через край».