Развитие произвольной сферы дошкольников посредством игр и упражнений

Разделы: Работа с дошкольниками


Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования в числе других относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Развитие волевой регуляции поведения осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. Например, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому развитие волевых усилий происходит в контексте общего психологического развития в игровой деятельности – ведущей для дошкольного возраста.

Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – сами себя.
Основная задача игр и упражнений на развитие произвольности и саморегуляции – научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать его". Приложение 1. Приложение 2.

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми акцент делается на следующих умениях ребенка:

  • концентрировать внимание;
  • доводить начатое до конца;
  • контролировать свои движения;
  • снимать мышечное напряжение;
  • контролировать свои эмоциональные проявления;
  • расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

В работе по формированию произвольности высших психических функций я использую методику развития и коррекции внимания у дошкольников "Школа внимания" авторов Ахутиной Т.В. и Пылаевой М.Н., программу диагностики и коррекции внимания Осиповой А.А. и Малашинской Л.И. Приложение 3.

Литература:

  1. Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». Книголюб, 2005.
  2. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под. ред. М.И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение — ВЛАДОС, 1995.