Тема урока: Гидролиз солей.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей, изучить типы гидролиза.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование основных понятий: гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, среда раствора, рH, типы гидролиза.
- Развивающие: развитие умений писать уравнения реакций гидролиза в молекулярном, полном и сокращенном виде; определять среду раствора и тип гидролиза; проводить опыты и формулировать выводы; работать с химическими веществами и оборудованием, с тестовыми заданиями.
- Воспитательные: воспитание культуры общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик».
Тип урока: формирование и совершенствование знаний
Формы и методы: беседа, разбор проблемной ситуаций, частично-поисковой: проведение эксперимента; работа с наглядными средствами - таблица растворимости солей, кислот, оснований.
Оборудование: химические реактивы: растворы солей - хлорид натрия, хлорид алюминия, карбонат натрия; растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, дис. вода; индикаторы: лакмус, метилоранжевый, фенолфталеин; пробирки, таблица растворимости.
Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
II. Актуализация имеющихся знаний.
Задание 1: Сильные и слабые электролиты. Разделите предложенные вещества на две группы: сильные и слабые электролиты.
NaOH, Cu (OH)2, HCl, H2CO3, HClO3, Ba(OH)2, Fe(OH)3, H2SO4, HNO3, NH4OH, LiOH, Mg(OH)2 | |
Сильные электролиты: | Слабые электролиты: |
Задание 2: Из предложенного списка выберите формулы солей:
H2SO4, KCl, HCl, NaOH, NaNO3, H2CO3, PbCl2, CaCO3, CO2, CuF2, H2, NH4Cl, NaClO3, AgNO3, NaNO2, KH2PO4.
Обмен выполненными работами и взаимопроверка.
III. Изучение нового материала.
1. Определение гидролиза: Гидролиз -это реакция обменного разложения между различными веществами и водой.
2. Проведение эксперимента: изменение цвета индикаторов в растворах солей
Задание: определите среду растворов в выданных вам веществах и занесите данные в таблицу:
Каждое из выданных веществ разделите на две пробирки и добавьте в каждую индикаторы. Свои наблюдения занесите в таблицу.
Вещество | Лакмус | Фенолфталеин | Среда раствора |
гидроксид натрия | |||
соляной кислоты | |||
дис. вода | |||
хлорид натрия | |||
хлорид алюминия | |||
карбонат натрия |
Сделайте вывод о полученных результатах эксперимента.
Постановка проблемного вопроса. От чего зависит среда растворов солей?
3. Виды гидролиза
1. Соль образована катионом сильного основания и анионом сильной кислоты | 2. Соль образована катионом слабого основания и анионом сильной кислоты | 3. Соль образована катионом сильного основания и анионом слабой кислоты | 4. Соль образованакатионом слабого основания и анионом слабой кислоты | |
Вид гидролиза | Не гидролизуются | Гидролиз по катиону | Гидролиз по аниону | Гидролиз по катиону, и по аниону |
Среда раствора | Нейтральная рН=7 | кислая рН<7 | Щелочная рН>7 | среда нейтральная, слабощелочная или слабокислая |
Окраска индикатора | Фенолфталеин – бесцветный лакмус – фиолетовый метилоранж – оранжевый |
Фенолфталеин – бесцветный лакмус – красный метилоранж – розовый |
Фенолфталеин – малиновый лакмус – синий метилоранж – желтый |
Среду раствора определяем по сильному иону, тип гидролиза по слабому иону.
4. Составление уравнения гидролиза.
- хлорид натрия.
- хлорид аммония, сульфат алюминия.
- ацетат калия, карбонат натрия.
- ацетат аммония.
IV. Закрепление знаний.
1. Решение заданий у доски. (Приложение 2)
2. Самостоятельное решение заданий. (Приложение 3)
Каждый студент получает свой вариант с заданиями.
V. Подведение итогов. Рефлексия по принципу незаконченного предложения.
- "Я похвалил бы себя…";
- "Особенно мне понравилось…";
- "Сегодня мне удалось…";
- "Я сумел…";
VI. Домашнее задание.
&5.4. задания: 4, 5.
Гидролиз солей (Приложение 4).