Развитие мышления у детей с ОВЗ посредством дидактической игры

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст участников проекта: 5-6-лет.

Реализуется в течение учебного года.

Объект проектирования: педагогическая ситуация.

Идея проекта:

«Хороших методов существует ровно столько, существует хороших учителей».
Д. Пойа

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемых совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры (как индивидуальные, так и коллективные) и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Значение дидактических игр для развития познавательных процессов общеизвестно, однако, исследований, касающихся использования дидактических игр для целенаправленного развития мышления дошкольников относительно мало.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, наметила для себя следующую тему работы: «Развитие мышления дошкольников с ОВЗ посредством дидактической игры».

Кроме того, актуальность темы определилась и рядом других немаловажных причин, среди которых наиболее значимы следующие:

  • дошкольник сегодня не просто мало играет или не играет совсем – он не умеет играть так, как играли его сверстники всего даже 5–10 лет назад;
  • гиперактивность современных детей, их неумение сотрудничать с другими людьми (ровесниками, взрослыми), когда игра должна происходить только по правилам ребенка – все это приводит к низкому уровню развития произвольно-волевой сферы;
  • «неиграние» взрослых с малышами дома, игнорирование многими родителями важности игры как деятельности, присущей дошкольному возрасту, приводит к проблемам взаимодействия в семье, и т.п.

Поэтому система моей работы построена на основе психолого-педагогических знаний и одним из ее условий ее реализации выступает ведущий вид деятельности – игра, в частности, дидактическая.

Цель проекта: создание условий для развития мышления у дошкольников в процессе игры.

Задачи:

  1. Обучение детей операциям:
    • анализа – синтеза,
    • сравнения,
    • классификации,
    • обобщения.
    • упорядоченности действий,
    • ориентировке в пространстве.
  2. Развитие у детей:
    • речи (умение рассуждать, доказывать),
    • произвольного внимания,
    • познавательных интересов,
    • творческого воображения.
  3. Воспитание:
    • коммуникативных навыков,
    • стремления к преодолению трудностей,
    • уверенности в себе,
    • желания вовремя придти на помощь сверстникам.

Работа над проектом проводилась в 3 этапа

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь

2 этап – основной (формирующий) - октябрь – апрель

3 этап – заключительный (контрольный) – май

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей.

На формирующем этапе было проведено:

  1. Отбор и моделирование форм работы с детьми;
  2. Преобразование предметно – развивающей среды.
  3. Апробация авторских разработок.

На заключительном этапе диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Включение заданий по развитию логического мышления на любом занятии формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии мышления детей, было проведено исследование по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

На первом этапе работы был проведен анализ имеющейся системы работы по данному направлению. Для этой цели было проведено:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Анализ предметно-развивающей среды.
  3. Диагностирование детей.

С целью изучения уровня развития мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация была проведена диагностика дошкольников.

Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью дидактических игр.

Задачи данного этапа:

  1. Преобразовать предметно-развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками;
  2. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих мышление детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
  3. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;
  4. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей.

На третьем (заключительном этапе) проведенная диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Для реализации поставленных задач мною был разработана программа по использованию дидактических игр по развитию мышления.

Среда группы была сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей. Всю строилась на технологии сотрудничества, на личностно- ориентированной технологии. Искали и находили разнообразные методы и формы работы. Основной формой организации работы явились дидактические игры, которые использовались на занятиях, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей. Ведущими методами работы являются методы творческо-поискового характера: решение проблемных ситуаций.

Было выделено 5 классов игр, направленных на развитие у дошкольников мышления.

Игры подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития и постепенного усложнения.

  • Сравнение предметов
  • Пространственно-временные представления
  • Геометрические фигуры и величины
  • Цифры и числа
  • Логические задачи и головоломки

Сравнение предметов

Цель: развитие умений различать предметы по величине, длине, ширине и толщине; формирование представлений о свойствах предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями в играх задания усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления. Играя, они приобретают умение складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

Игры, которые включены в данный раздел, способствуют развитию основных механизмов восприятия человеком свойств окружающего мира.

Пространственно-временные представления

Цель: Развитие навыков восприятия пространства: как далеко, близко; на - над, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху – снизу; выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще – тоньше, раньше – позже; позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра; установление последовательности событий, последовательности частей суток, дней в неделе, месяцев в году; ориентировка на листе бумаги в клетку

Пространственные представления расширяются и закрепляются в упражнениях на ориентировку в пространстве.

Эффективны также упражнения, в которых дети определяют своё положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном), учатся передвигаться в заданном направлении.

Детей учу ориентироваться на листе бумаги. Они овладевают умением раскладывать определённое количество предметов в указанном направлении: в верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине пр. можно давать и такие задания: «Слева на лист положите пять кругов, а справа на один больше» и т.д.

Полезно проводить игры в лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок, указателей, перемещаться в пространстве в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание ребёнка, помогают ему преодолеть путь по схеме, которая указывает начало и конец маршрута.

Детей продолжаю знакомить с понятием «сутки». В этом помогают картинки, где изображены дети, занятые различными видами деятельности в разное время дня.

Когда дети осваивают порядковый счет, учу их связывать название каждого дня недели с его порядковым номером.

Геометрические фигуры

Цель: Развитие умения различать геометрические фигуры по форме; составление фигур из частей и деление фигур на части, конструирование фигур из палочек; формирование представлений о точке, прямой, луче, многоугольнике, углах.

Развивая представление детей о форме, я даю им задания нарисовать разные четырёхугольники; выложить из палочек и т. д.

Знания детьми формы геометрических фигур позволяет проводить игры разной степени сложности.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур я учу узнавать в окружающих предметах круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр; находить предметы одинаковой и разной формы (книга, картина, полотенце – прямоугольные; тарелка, блюдце, часы - круглые и т. д.)

С моей помощью дети выкладывают из геометрических фигур различные узоры и предметы.

Цифры и числа

Цель: Формирование понятия «один» и «много»; образование последующего числа путём прибавления единицы; состав чисел первого десятка, число ноль и его свойства; формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10; решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

С моей помощью дети овладевают количественным и порядковым счётом в пределах 20, сравнивают числа по месту, которое они занимают в числовом ряду, начинают понимать количественное и порядковое значение числа. Дети упражняются в счёте, отсчитывании, воспроизведении количества предметов и их изображений на карточках, картинках, а также звуков, движений; учат сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы, различать и сравнивать параметры протяженности; углублять понятие «единица»: знакомятся с количественным составом числа из единиц, с отношением части и целого на основе деления предметов на равные части, расчленения множеств на части и объединения их в единое целое.

В математике важным является не качество предметов, а их количество.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями

Логические задачи и головоломки

Цель: Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей; развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии); увеличение объёма внимания и памяти;

Логические задачи помогут детям освоить логическую операцию «сериации», лучше ориентироваться в пространстве. Загадки и предлагаемые упражнения позволят овладеть такими логическими операциями мышления, как анализ и синтез, способность рассуждать, делать выводы. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

Мышление ребенка связано с его знаниями. Н.Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Конечным результатом данного опыта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс.

Результаты работы свидетельствуют о том, что дети, с низким уровнем развития сумели овладеть логическими операциями и выполняли их в речевом и практическом планах. Они научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно представленные образы. Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали. Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены. Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить. Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

Вывод: Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности

Ожидаемый результат: Ожидаемым результатом данного проекта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс. Конечным результатом деятельности с детьми была олимпиада.

Литература:

  1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб: ООО Корвет, 2002. – 46с.
  2. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы-сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. – СПб: Детство-Пресс, 2006. – 191с.
  3. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб: Детство-Пресс, 2010. – 192с.
  4. Михайлова З.А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008. – 128с.
  5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб: Акцидент, 1998. – 96с.
  6. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова 3.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 160с.