Цель: сформировать понятие о солях, их строении.
Задачи:
- сформировать понятие соли как производные кислот и оснований, растворимость солей в воде;
- воспитывать доброжелательные и поддерживающие взаимоотношения при работе в группах;
- развивать коммуникативные навыки, умение сопоставлять и делать выводы; умения составлять формулы солей по названию и давать название соли по формуле.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: работа в малых группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся сидят по четыре человека за двумя столами на середине стола лежит карта «Менеджмент», где указывается номер каждого участника. Каждый стол малой группы также имеет свой номер.
Учитель: «Добрый день, дорогие учащиеся! Присаживайтесь за стол по своему желанию.»
II. Проверка ранее пройденного материала.
Учитель: «На прошлых уроках, мы изучили кислоты и основания. Сейчас, мы с вами работаем в парах. Пред вами карточки с ионами металлов, кислотных остатков, ион водорода и гидроксид-ион. Например:
Составьте молекулярные формулы оснований и кислот и назовите их, т.е.
Учитель: «Учащиеся 1 и 2 номера составляют формулы оснований и записывают их название в тетради, а учащиеся 3-4 номеров записывают формулы кислот, их название. Вам даётся 2 минуты.»
Учитель: «Время вышло. А теперь пары меняются заданиями: участники №1 и 2 составляют формулы кислот и записывают их название в тетради, а учащиеся 3-4 номеров записывают формулы оснований, их название. Вам даётся 2 минуты.»
Учитель: «Я прошу стол под №2 и участника №3 зачитать какие кислоты вам удалось установить.»
Ученик: «Серная кислота – молекулярная формула H2SO4, сероводородная – H2S, фосфорная – H3PO4, азотная – HNO3, азотистая – HNO2 и соляная – и соляная – НCl.»
Учитель: «Хорошо, спасибо. Участник под номером 4 стол №1, есть ли у вас дополнения»
Ученик: «Да, мы ещё составили формулы сернистой – H2SO3 и йодоводородной кислоты – HI»
Учитель: «Очень хорошо, молодцы. Есть ли желающие дополнить, какие кислоты вам известны, помимо составленных вами сегодня?»
Ученик: «Ещё мы изучали кремневую кислоту – H2SiO3, фтороводородную или плавиковую – HF, бромоводородную – HBr и угольную – H2CO3.»
Учитель: «Хорошо. Вы справились с этим заданием. А кто хочет поделиться какие получились основания? Итак, стол №3 участник №2, пожалуйста.»
Ученик: «Гидроксид алюминия – Al(OH)3, гидроксид меди (II) – Cu(OH)2, гидроксид лития – LiOH, гидроксид кальция – Ca(OH)2, гидроксид железа (III) – Fe(OH)3
Учитель: «Хорошо. Кто может ответить, а как основания делятся по растворимости в воде и приведёт примеры?»
Ученик: «Основания по растворимости к воде делят на растворимые – щелочи и нерастворимые основания, которые можно определить по таблице растворимости. К щелочам относятся – гидроксиды металлов I и II групп, а к не растворимым, например – гидроксид железа (III), гидроксид алюминия – Al(OH)3
Учитель: «Молодцы! Пожмите руки своему соседу по плечу».
III. Изучение нового материала.
Учитель: «Ребята, отгадайте загадку: В воде родился, а воды не боится?»
Ученик: «Это соль!»
Учитель: «Верно! Тема нашего урока – Соли. Соли состоят из иона металла и кислотного остатка. Итак, внимание на экран
Учитель: «Сейчас, на примере иона Na+ рассмотрим какие соли он может образовывать, их название и молекулярные формулы. На ваших столах лежат таблицы растворимости. Пользуясь таблицей, подумайте: Какие соли могут образовываться с ионом Na+? Ученики с чётными номерами возьмите лист А4, согните и разорвите его пополам. Одну половинку вы оставляете себе, а другую даёте соседу по плечу. Сейчас, каждый записывает на листе молекулярные формулы и названия солей натрия. Для выполнения данной работы вам даётся 3 минуты.»
Учитель: «Время вышло. Сейчас, возьмите свой листочек и ручку, встаньте и аккуратно задвиньте стулья. У вас будет 5 минут, чтобы двигаясь по классу найти себе пару, подняв руку и поделиться, записанными вами формулами и названием солей. Приступаем!»
Учитель: «Время вышло. Присаживаемся на свои места. Кто желает поделиться своим результатом: выйдет к доске напишет и назовёт нам пример 5 солей натрия? Остальные смотрят и проверяют»
Ученик: «NaNO3 – нитрат натрия, Na2SO4 – сульфат натрия, NaJ – иодид натрия, NaBr, NaCl»
Учитель: «Хорошо. А сейчас ученик под номером 2 стол №4, оценит правильность выполнения работы»
Ученик: «Работа выполнена верно, в написании формул были учтены заряды ионов»
Учитель: «Хорошо. Теперь стол №1 ученик под номером 4, выйдет к доске и напишет ещё три варианта соли натрия»
Ученик: «Na2SO3 – сульфит натрия, Na3PO4 – фосфат натрия, Na2CO3 – карбонат натрия, Na2S –сульфид натрия, Na2SiO3 – силикат натрия.»
Учитель: «Хорошо. А сейчас ученик под номером 3 стол №3, оценит правильность выполнения работы»
Ученик: «Работа выполнена верно»
Учитель: «Хорошо, молодцы! Давайте друг другу похлопаем за проделанную работу! Сейчас, в течении 4 минут, используя карточки с ионами металлов и кислотных остатков с которыми вы работали в начале урока, составьте все возможные формулы солей и назовите их (используя таблицу растворимости). Для этого ученики под номерами 3 возьмут лист А4 и запишут: все возможные варианты, предложенные командой. Задание понятно? Приступаем!»
Учитель: «Время вышло. А сейчас ученик под номером 1 стол №3, зачитает формулы и название солей»
Ученик: «Нитрат кальция – Ca(NO3)2, карбонат калия – K2CO3, сульфат бария – BaSO4, фосфат алюминия – AlPO4.»
Учитель: «Хорошо. Давайте поблагодарим друг друга пожав руки соседу по лицу. Сегодня, в определении названия солей, вы пользовались таблицей растворимости и обратили внимание, что соли тоже по отношению к воде делятся на растворимые и нерастворимые. Кроме того, в таблице есть соли с прочерком, что показывает нам о невозможности существования данной соли. Для вас ребята, это подсказка в написании формул солей»
IV. Закрепление.
Учитель: «У каждого из вас на столах лежат заготовки и инструкция по выполнению фигуры «тригексофлексагон».
Учитель: «Ваша задача: используя инструкцию, согнуть по линиям заготовку и собрать шестигранник. На одной стороне розового цвета запишите 6 любых формул кислот, на стороне синего цвета – 6 любых оснований. На выполнение данного задания вам даётся 5 минут»
Учитель: «Время вышло. А теперь, в течении 3 минут на белой стороне нашего шестигранника напишите формулы солей, используя свои формулы оснований и кислот. Например, основание Al(OH)3 и кислота H3PO4 будут образовывать соль – фосфат алюминия AlPO4. Задание ясно?! Приступаем.»
Учитель: «Время вышло. Сейчас, в течении 2 минут, поделитесь своим результатом с соседом по плечу.»
Учитель: «Время вышло. Поблагодарите своего собеседника! Кто хочет поделиться со всем классом: привести по два примера кислот, оснований и образуемые ими соли?»
Ученик: «Основание Ca(OH)2 и кислота H2SO4 образуют соль CaSO4 – сульфат кальция, а LiOH и НCl – хлорид лития LiCl.»
Учитель: «Хорошо. Вы молодцы, успешно справились с заданиями. Давайте дружно похлопаем друг другу!»
V. Домашнее задание.
Учитель: «Запишите домашнее задание: §21, стр. 113 упр.3 письменно, таблица 5 на стр. 109 наизусть. Спасибо за урок, до свидания!»