Система логопедических игр по автоматизации и дифференциации звуков с использованием куклы-образа "Язычок" для детей с ОВЗ

Разделы: Логопедия


Детство – это период жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте включать каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями в образовательную среду вместе со сверстниками. Чем раньше начинается работа с такими детьми, тем выше их шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно.

Педагоги-практики знают, как неинтересны детям бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации звуков на индивидуальных занятиях. Действительно, дошкольнику с ограниченными возможностями здоровья сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя за логопедом определенные слова и фразы, ребенок психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки.

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для особого ребенка?

Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

Издавна в воспитании детей использовалось игра, как основная деятельность ребенка дошкольного возраста, – естественная среда его развития.

В работе с детьми привлекает использование обучающего материала в форме увлекательной игры, которая позволяет приобретать правильные звукопроизносительные навыки ненавязчиво и дает более высокие результаты.

Разработка включает в себя умело подобранный, красочный, занимательный дидактический материал, и самый любимый детьми образ «Язычка», помогающий делать задания для «особых» детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Основным направлением разработки является личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, сделан акцент на самостоятельную речевую деятельность детей.

Цель разработки: активизация работы по автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и словах.

Основными задачами являются:

  1. Побуждать ребенка самостоятельно, активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
  2. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков.
  3. Повышать познавательную активность и работоспособность детей.
  4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

Предлагаемые модифицированные игры многофункциональны в своем применении. 

Кукла-образ «Язычок»

 

Серия игровых пособий «Шутливый маркер»

Цель: автоматизация изолированного произношения звука; развитие мелкой моторики.

Ход игры: на игровое поле выкладывается карточка с изображением предмета, звук которого можно произносить изолированно (насос, шар – ссс; оса, комар – ззз; змея –шшш; жук, шмель – жжж; вертолет, корабль – ллл; мотор машины – ррр). «Язычок» предлагает ребенку проводить маркером по различным линиям, правильно произнося данный звук.

Вместо маркера можно использовать фишку или маленькую игрушку, подобранную в соответствии с издаваемыми звуками.

Игровое пособие «Клавиши»

Цель: автоматизация звука в слогах или словах с помощью пропевания; формирование слоговой структуры слова; развитие мелкой моторики.

Ход игры: «Язычок» рассказывает детям о том, что он очень любит петь и предлагает вместе с ним, поочередно перебирая по клавишам пальцами правой или левой руки, протяжно произносить слоги (слова) с обучаемым звуком. При формировании слоговой структуры слова ребенок нажимает на одну клавишу соответственно одной части слова.

Игровое пособие «Часы»

Цель: автоматизация звука в слогах, словах; развитие мелкой моторики.

Ход игры: в центре «часов» выкладывается необходимая согласная буква, по кругу – гласные буквы. «Язычок» предлагает ребенку проводить указательным пальцем, имитируя стрелку часов, от буквы к букве, проговаривая прямые и обратные слоги. При автоматизации звука в словах, в секторах размещаются предметные картинки.

Игровое пособие «Ступеньки»

Цель: автоматизация звука в слогах или словах; формирование слоговой структуры слова; развитие мелкой моторики.

Ход игры: «Язычок» предлагает ребенку «прошагать» игрушкой по ступенькам вверх, правильно произнося слоги (слова) с обучаемым звуком. При формировании слоговой структуры слова ребенок поднимается на одну ступеньку соответственно одной части слова.

Игра «SOS»

Цель: автоматизация звука в слогах, словах; формирование слоговой структуры слова; развитие мелкой моторики.

Ход игры: «Язычок» приглашает детей в ближайшее время в путешествие. Но, чтобы не заблудиться в пути, предлагает научиться передать зашифрованное сообщение по «рации». Нажимая на кнопку указательным пальцем ведущей руки произносить слоги (слова) с обучаемым звуком. При формировании слоговой структуры слова ребенок нажимает на одну клавишу соответственно одной части слова.

 

Игра «Рыболов»

Цель: автоматизация звука в словах, фразе; развитие фонематического восприятия; мелкой моторики рук.

Ход игры: «Язычок» приглашает ребенка на рыбалку и предлагает побыть сегодня в роли рыбака. Необходимо поймать удочкой с магнитом рыбку с закрепленной на нее картинкой. Главное условие: надо выловить только тех рыбок, в названии которых есть заданный звук.

На рыбок прикрепляются предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый на данном этапе звук в составе слова или во фразе.

Игра «Собери цветок»

Цель: автоматизация звука в словах; развитие фонематического восприятия, зрительной памяти.

Ход игры: «Язычок» на глазах у детей рассыпает лепестки цветка. Предлагает заново собрать рассыпавшийся цветок, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук.

После того, как дети собрали цветок, лепестки можно перевернуть и предложить назвать их по памяти.

Пособие «Найди и назови»

Цель: автоматизация и дифференциация обучаемого звука в словах.

Ход игры: «Язычок» рисовал картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Ребенку предлагается определить и закрыть фишкой те предметы, в названии которых слышится заданный звук; назвать их.

Игра «Собери фрукты»

Цель: автоматизация звука в словах, фразе; развитие фонематического восприятия и мелкой моторики рук.

Усложнение игры – закрепить умение дифференцировать оппозиционные звуки.

Ход игры: «Язычок» рассказывает детям о том, что налетел сильный ветер и раскачал деревья во фруктовом саду. С них упали фрукты и их необходимо собрать в корзину.

Если автоматизируется звук [л], то нужно собрать в корзину фрукты, на которых изображены предметы, в названии которых имеется заданный звук.

При автоматизации звука [р], собрать в корзину фрукты с предметными картинками на данный звук.

Усложнение игры – «Язычок» предлагает детям разобрать фрукты по двум корзинам: в одну корзинку фрукты с картинками, в названии которых слышится [л], а в другую – [р].

Игра «Кубики»

Цель: автоматизация звука в словах, фразе; развитие фонематического восприятия; обогащение словарного запаса.

Усложнение игры – закрепить умение дифференцировать оппозиционные звуки.

Ход игры:

1-ый вариант:

«Язычок» рассказывает ребенку о том, что он играл в кубики с Ладой (Раей) и перепутал все кубики. Ребенку предлагается помочь девочке собрать кубики со звуком [л] ([р]). Назвать предметы на кубиках.

2-ой вариант: «Язычок» рассказывает, что Лада и Рая играют в кубики. Лада собирает кубики, в названии которых слышится звук [л], а Рая – кубики со звуком [р]. Ребенку предлагается помочь девочкам.

Игра «Мы едем, едем, едем…»

Цель: автоматизация звука в словах, фразе; развитие фонематического восприятия; развитие зрительной памяти.

Ход игры: «Язычок» предлагает прокатиться на паровозике. Детям предлагается самим рассадить пассажиров по вагончикам: едут только те картинки-пассажиры, в названии которых слышится заданный звук. Затем ребенок по памяти называет картинки в вагончиках.

Игра «Построй пирамиду»

Цель: автоматизация звука в словах; развитие фонематического восприятия.

Ход игры: «Язычок предлагает поиграть в игру «Строитель пирамид». Собрать конструкцию пирамиды, выбирая для строительства только те кирпичики-картинки, в названии которых слышится заданный звук. Назвать все используемые для строительства кирпичики.

Игра «Напои меня чаем!»

Ход игры: «Язычок» говорит детям о том, что он сегодня очень капризный и хочет, чтобы они угостили его чаем из его любимых красивых кружек. Главное условие: нужно подобрать кружки, в названии которых слышится заданный звук.

Задается автоматизируемый на данном этапе звук по необходимости в слове или фразе.

Список литературы:

  1. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей.– М.: П., 1988.
  2. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.– М.: 1985.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
  4. Л. Н. Ефименкова Е.А. Формирование речи у дошкольников. – М.: 1985.
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1989.
  6. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: 2000.