Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное и отчетливое произношение звука [Л] в различных позициях в слогах, словах, в предложениях;
- продолжать учить подбирать слова-антонимы.
- Коррекционно-развивающие:
- укреплять мышечно-связочный аппарат стопы и голени, совершенствовать физическое здоровье;
- развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.
- Коррекционно-воспитательные: стимулировать интерес к достижению результата.
Оборудование: cундучок; рюкзачок с заданиями; картинки, в названии, которых есть звук [Л]; игра «наоборот»; спортивное оборудование: мячи, деревянные палочки, погремушки, обручи, ребристая доска.
Предварительная работа:
Разучивание самомассажа лицевой мускулатуры, массажа стоп; комплекса упражнений для стопы и голени, артикуляционной гимнастики; проговаривание чистоговорок.
Организационный момент:
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сегодня у нас необычное занятие.
Во-первых, к нам пришло много гостей. Во-вторых, занятие мы ведем вдвоём с Маргаритой Федоровной. В-третьих, приготовлено много спортивного оборудования. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (ответы детей)
Цель: Правильно, мы будем много двигаться, выполнять различные упражнения, а это поможет развить мышцы языка, чтобы мы чисто и красиво произносили звук [Л].
Воспитатель по физ. культуре находит сундучок и привязанный к нему рюкзачок.
– Что же это такое? (ответы детей)
Логопед:
Вот перед нами сундучок
На семь замков закрыт.
И рядом с ним вот этот рюкзачок
Заданиями набит.
Все заданья выполняем
Замки быстро открываем.
Потом в сундук заглянем мы
Поглядим, что там внутри.
Но учтите вы, друзья,
Цифра 7 для нас, волшебная.
Сегодня с нами на занятии будет присутствовать цифра 7. Семь детей на занятии, семь замков (пересчитывают), а значит, сколько заданий? (семь).
1. Сейчас заглянем в рюкзачок
Разминку выполним, дружок.
Воспитатель по физ. культуре выполняет разминку под музыку.
– обычная ходьба, ходьба на носках, на пятках;
– перешагивание через предметы;
– ходьба по гимнастическим дорожкам (ребристой и массажной);
– легкий бег на носках по кругу.
Получаем первый ключик (цветной кружок).
2. Давайте глянем в рюкзачок,
Ой, на картинке язычок.
Логопед:
Чтобы четко говорить,
И звук [Л] произносить.
Надо с язычком дружить,
И массажик проводить.
– дети выполняют самомассаж лицевой мускулатуры:
Ручки растираем и разогреваем
Лицо теплом своим умываем.
Грабельки «сгребают» все плохие мысли.
Ушки растираем вверх, вниз
Тянем вниз за мочки
Перебегаем пальцами на щёчки
Щечки растираем, чтобы надувались
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнём их мягко, не задев руками.
Уголками губ мы щечки растираем,
А потом от носа мы к губам стекаем.
Губки пожуём мы, шарики надуем
И губами вправо, влево потанцуем.
Под губой язык лежит, кулачок в него стучит.
Под другой губой лежит и другой кулачок стучит.
Тянем подбородок и его cщипаем.
А потом по шейке ручками стекаем.
– упражнение для губ: заборчик-окошечко-трубочка.
– артикуляционные упражнения: «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Песенки ЛЯ и ЛА»
Молодцы, получаем второй ключ.
3. Опять заглянем в рюкзачок, – ой
Здесь мяч какой-то озорной.
Логопед: Скажите, сколько дней недели? Давайте перечислим и сосчитаем. С нами опять присутствует цифра 7.
Воспитатель по физ. культуре: А мы знаем комплекс упражнений для ног «Весёлая неделька» Давайте сделаем его и получим ключик.
В понедельник мы играли
Мяч ногами мы катали (катают мяч правой, левой ногой)
(проговаривают чистоговорки:
ла-ла-ла – лопата и пила
ла-ла-ла – кошка на окне спала и т.д.)
Во вторник мяч мы поднимаем
И тихонько опускаем (Поднимают мяч стопами, при опускании мяча произносят ЛА, ЛА, ЛА)
В среду палочки берём
Подошву мы о них помнём (катают подошвой палку, длиной 25 см, диаметром 2 см; произносят ЛЫ, ЛЫ, ЛЫ)
В четверг берём карандаши
И рисуем от души (пальцами правой ноги зажать фломастер, левую поставить на лист бумаги, затем наоборот).
В пятницу бумагу рвём
Тоже ножки разомнём (пальцами обеих ног порвать лист бумаги на мелкие части, собрать в кучку стопами ног)
В субботу делаем уборку
Мусор мы кладём в ведёрко (одновременно левой и правой ногой, зажимая фишки пальцами ног, убирают «мусор» в ведерко)
В воскресенье отдохнём
Ножки сами разотрём (самомассаж правой, левой стопы)
Получаем третий ключ.
4. В рюкзачок ты загляни
И коробочку найди.
Логопед: если в названии картинки есть звук [Л], то вы ногой в обруч кладёте фишку.
Слова: пила, лук, радуга, лодка, пенал, кормушка, клубок, корова, клубника, лопата.
Всего 7 слов со звуком [Л].
Получаем четвёртый ключ.
5. Опять заглянем в рюкзачок
Поиграй-ка ты, дружок (достаём погремушку).
Воспитатель по физкультуре проводит игру «Пустое место». Под музыку дети передвигаются по залу, как только музыка прекращается, дети встают в обруч и ногой звенят погремушкой. Игра повторяется несколько раз.
Получаем пятый ключ.
6. Берём мы снова рюкзачок –
Тут все слова наоборот.
Логопед проводит игру «Наоборот».
Логопед показывает картинку, дети подбирают антонимы, четко произносят звук [Л].
Лёгкий – тяжелый, пустой – полный,
Сытый – голодный, темный – светлый,
Горячий – холодный, тонкий – толстый,
Много – мало.
Получают шестой ключ.
7. Вновь заглянем в рюкзачок,
Ладошка. Ты погладь себя, дружок.
Дети произносят слова, сопровождая их движением рук и четким проговариванием звука [Л].
Вот ладошка, вот другая,
Мы ладошкой хлоп, хлоп
По коленкам шлёп, шлёп.
По плечам себя похлопай,
По бокам себя пошлёпай.
Будем хлопать за спиной,
Хлопаем перед собой,
Влево можем, вправо можем
И крест на крест руки сложим.
Всем дышится легко
Спокойно, глубоко.
Делаем глубокий вдох носом, и плавный длительный бесшумный выдох ртом.
Получаем седьмой ключ.
Вот и пуст наш рюкзачок,
Открывайся сундучок.
– Как вы думаете, сможем мы открыть сундучок? Я думаю, что сможем. Все ключи мы получили, все замки мы открыли.
– Скажите, что необычного было на нашем занятии? (ответы детей). Мы много делали физических упражнений, помогая нашему языку говорить лучше и красивее звук [Л], потому что все мышцы в организме взаимосвязаны.
Давайте смотреть, что же там внутри. Достаем предметы, дети называют: скакалка, палки, фломастеры, сладости.
Вот здорово! Все эти предметы вы унесёте в группу и сможете там выполнять упражнения.