Цель: автоматизировать произношение звука Р в словах и предложениях.
Задачи:
- Коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение звука Р;
- корригировать и развивать связную речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать речевое дыхание;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, общую моторику, уметь согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
- Образовательные:
- уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные»;
- систематизировать и расширить и обобщить знания по теме «Жизнь диких животных в зоопарке»;
- формировать начальные навыки чтения;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к пособиям и оборудованию, трудолюбие.
- Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статистические и динамические задания.
Оборудование: речевой дидактический материал Л.Н.Смирнова «Логопедия. Играем со звуками» предметные картинки животных из пособия И.Л. Лебедевой «Трудный звук, ты наш друг» звуки р-рь, – носорог, рысь, кенгуру, барсук, тигр, зебра, коза, свинья; картина «Зоопарк», картинка служитель зоопарка, фишки с написанными на них слогами РА, РО, РУ, РЫ из пособия А.С. Галанова «Лото логопедическое. Звуки Р-РЬ», корзина с фруктами (муляжи), миски красного, желтого и зеленого цветов, муляж груши, вольеры с одним, двумя и тремя окошками, раскраска «Зоопарк» (из интернета), раскраска фрукты из «Логопедической тетради на звуки р-рь» И.П. Бурдиной.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Сегодня мы отправимся в зоопарк. Помогать нам будет звук, с которого начинается твое имя.
– Ребенок называет свое имя – Рома и определяет первый звук имени – Р.
Вначале логопед проверяет домашнее задание по теме звук Р. Просит произнести рифмованный материал с (картинками) для закрепления звука Р.
Вот со звуком Р считалка:
Рукавица, рак, русалка,
Груша, кенгуру, топор,
Ранец, зебра, мухомор,
Морж, троллейбус, барабан,
Тигр, юрта, таракан.
Далее логопед проводит следующую работу по этим картинкам,
– назови много таких предметов;
– назови этот же предмет, только представь, что он маленький;
– составь предложение со словами, где звук Р стоит в начале слова.
За каждое правильно произнесенное слово ребенок получает фишку. За все правильно произнесенные слова ребенок получает наклейку в тетрадь.
– Сегодня на занятии мы отправимся в зоопарк, где будем продолжать учиться правильно произносить звук Р. Что такое зоопарк и кто там живет? Ребенок отвечает.
– В зоопарк ведет дорожка. Ты сегодня сам начнешь выкладывать или мне начать?
Логопед начинает дорожку, а ребенок продолжает выкладывать дорожку из фишек с написанными на них слогами и читает слоги с буквой Р.
– В гости принято приносить подарки. У нас с тобой целая корзина фруктов.
Вот у зайца Димочки фрукты в корзиночке: груши и гранат, персики и виноград, спелые, красивые! (Ребенок повторяет за логопедом слова и движения пальчиками.)
– Корзина тяжелая, пальчики устали подуй на них. (Ребенок дует на кончик широкого языка и пальчики.)
– В зоопарке много живет животных. Выбери тех животных, в названии которых есть звук Р.
Ребенок выбирает из стопки картинок тех животных, в названии которых есть звук Р и называет их.
– Кто ухаживает за животными в зоопарке? Ребенок отвечает. «За животными в зоопарке ухаживает служитель».
– Он хочет с тобой поиграть в игру «Скажи наоборот»
я не молодой, – а старый,
не злой – а…,
не плохой – а….,
не сердитый – а …,
не ленивый – а…,
не глупый – а …,
Логопед предлагает вместе со служителем покормить животных. Каждому животному дать только его миску. Рома, раздай миски животным: красную – если звук Р в начале слова, желтую – если звук р в середине слова, зеленую – если звук р в конце слова.
Ребенок определяет позицию звука Р в названии животного и раздает миски.
– Мы немного устали и пора размяться и давай выполним движения вместе с Буратино.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
– А теперь давай расскажем сказку «Репка» на новый лад. Вместо традиционных персонажей героями сказки станут сами животные. Я начну, а ты продолжи. Посадил тигр грушу. Выросла груша большая-пребольшая. Тигр тянул – тянул, вытянуть не смог. Позвал тигр носорога. И т.д. по сюжету сказки И покатили животные грушу.
Логопед просит проследить взглядом, куда животные покатили грушу. Ребенок следит за грушей, описывая взглядом разные фигуры.
– Давай вспомним, как называется «дом» животного в зоопарке. Ребенок говорит – дом, где живут животные в зоопарке называется – вольер. (если не знает, логопед объясняет).
Помоги животным найти свой вольер.
Ребенок называет животное, определяет количество слогов (хлопками), находит его вольер.
Вольеры.
– Вспомни, какие фрукты принесли в подарок животным, найди на раскраске и раскрась.
Ребенок вспоминает и раскрашивает только те фрукты, которые принесли.
– Ночью опустился туман, и животных не стало видно (Логопед закрывает животных белой бумагой).
– Вспомни, каких животных, ты видел в зоопарке? Ребенок называет животных
– За хорошую работу я дарю тебе раскраску «Зоопарк». Ты раскрасишь животных, в названии которых есть звук Р.
– Дома выучи стихотворение.
Мы со звуком Р играем
И картинки подбираем:
Карандаш, корабль, брусника,
Кукуруза, сыр, черника,
Крот, крыжовник, муравей,
Груша, зубр, воробей,
Рак, мартышка, помидор.
И выполни задания:
– назови много таких предметов;
– скажи со словом три;
– назови этот же предмет, только представь, что он маленький;
– найди рифму;
– составь предложение со словом крот.
– закрой картинки, где звук стоит в начале, середине, конце
Ребенок получает домашнее задание.