Использование технологии РКМЧП на уроке истории. Урок по теме «Движение декабристов»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тема УВЗ (№ УВЗ в разделе)

Раздел (Тема)10 “Российская империя в ХIХ веке

Тема урока №10 “Движение декабристов”.

Тип урока – комбинированный.

Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами) - связана с темами занятий “Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века”, “Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века”, связана с дисциплиной “Обществознание”.

Цели проведения УВЗ:

Образовательные:

  • расширить представления о роли движения декабристов в истории России, о его значении для последующего развития государства;

Развивающие:

  • совершенствовать умения работать с источниками различных типов, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;

Воспитательные:

  • способствовать формированию толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
  • способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом;
  • способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.

Задачи УВЗ:

  • Изучить теоретический материал.
  • Выполнить практическую работу (задания в тетрадях и на рабочих листах).
  • Развить опыт работы в группе.

Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся (комплексно-методическое обеспечение): ИАД, презентация преподавателя, рабочие листы.

Выбор ТСО - ИАД, мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность студентов Деятельность преподавателя
Организационный момент - приветствуют преподавателя;

- слушают

- приветствует студентов;

- отмечает отсутствующих;

- настраивает обучающихся на работу;

- инструктирует;

- делит обучающихся на группы для дальнейшей работы

Проверка знаний и способов действий - выполняют проверочную работу по материалам прошлого урока (хронологический диктант) - предлагает выполнить проверочную работу по материалам прошлого урока (историко-хронологический диктант);

-/вариант – предлагает выполнить взаимопроверку с выставлением оценки/

Подготовка к восприятию новой темы
3.1. Мотивация к учебной деятельности - слушают преподавателя;

- записывают тему урока

- проверяет готовность к уроку;

- демонстрирует видеофрагмент;

- озвучивает тему урока (“Движение декабристов”);

- формулирует вместе со студентами цель урока, с опорой на “служебные” слова (“Расширить представления о движении декабристов, его роли в истории России”)

3.2. Актуализация знаний - отвечают на вопросы;

- высказывают свое мнение;

- /вариант – один из студентов работает у доски/

- предлагает назвать слова-ассоциации к теме “Движение декабристов”;

- задает вопросы:

  • Какие сословия и состояния существовали в России в начале XIX в.?
  • Какой император правил в России в начале XIX в.?
  • Какие планы были у Александра в отношении крестьян?
  • Какие сословия по проекту Сперанского получали право участия в выборах в государственную думу?

Отвечал ли проект Сперанского интересам “первого сословия”?

- предлагает создать на основе слов-ассоциаций “Кластер предположений

(как будем изучать тему, на какие блоки разделим информацию)

- подводит к формулировке задач урока;

3.3. Постановка учебных задач - формулируют учебные задачи;

/ - вариант: записывают учебные задачи /

- предлагает сформулировать учебные задачи, помогает формулировать

(приблизительные формулировки учебных задач:

1) определить причины возникновения движения декабристов, его цели и задачи;

2) охарактеризовать деятельность декабристских организаций;

3) определить итоги движения декабристов, оценить его роль и значение в истории России);

- обращает внимание студентов на то, что сформулированные задачи фактически являются планом работы на уроке;

4. Усвоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
4.1. Часть 1
4.1.1. Вызов - знакомятся с заданием в Рабочих листах (Приложение 1); - предлагает выполнить задание по определению причин возникновения движения декабристов (по тексту в Рабочих листах);
4.1.2. Осмысление - выполняют задание в Рабочих листах;

- читают текст в Рабочих листах;

- предлагает обратиться к тексту в Рабочих листах;
4.1.3. Рефлексия - смотрят презентацию;

- корректируют записи, дополняют их

- предлагает обратиться к презентации;

- помогает корректировать записи, дополнять их;

4.2. Часть 2
4.2.1. Вызов - знакомятся с заданием в Рабочих листах; - предлагает заполнить таблицу “Первые тайные общества декабристов” в Рабочих листах;
4.2.2. Осмысление - читают текст учебника;

- заполняют таблицу, предложенную в Рабочих листах;

- предлагает обратиться к тексту учебника;

- /проверяет диктант/

- проверяет записи студентов;

4.2.3. Рефлексия - смотрят презентацию;

- корректируют записи, дополняют их

- обращает внимание студентов на недостаточность информации учебника;

- предлагает обратиться к презентации;

- помогает корректировать записи, дополнять их;

4.3. Часть 3
4.3.1. Вызов - в группах обсуждают задание, предложенное в Рабочих листах; - предлагает выполнить задание по сравнению программ Северного и Южного обществ (работа с раздаточным материалом; работа в группах);
4.3.2. Осмысление - читают информационный текст в Рабочих листах;

- работают с раздаточным материалом;

- предлагает обратиться к информационному тексту в Рабочих листах;

-инструктирует по работе с раздаточным материалом;

4.3.3. Рефлексия - корректируют результаты работы с раздаточным материалом;

- эксперты групп презентуют результаты работы с раздаточным материалом;

- заполняют сравнительную таблицу в Рабочих листах;

- помогает корректировать результаты работы с раздаточным материалом;

- предлагает презентовать результаты работы с раздаточным материалом;

- предлагает заполнить сравнительную таблицу в Рабочих листах по результатам работы с раздаточным материалом;

4.4. Часть 4
4.4.1. Вызов - знакомятся с заданием в Рабочих листах; - предлагает выполнить задания по заполнению таблицы “Восстание декабристов” и схемы “Казнь пятерых декабристов” в Рабочих листах;
4.4.2. Осмысление - выполняют задания;

- смотрят видеофрагменты;

- смотрят презентации;

- студенты выступают с подготовленными докладами и презентацией по теме;

- ведут записи;

- предлагает обратиться к тексту задания, к тексту учебника и презентации;

- кратко рассказывает об обстоятельствах междуцарствия, о событиях ноября - декабря 1825 г.;

- демонстрирует видеофрагмент о восстании;

- кратко рассказывает о следствии и суде над декабристами;

- демонстрирует видеофрагмент о казни декабристов;

4.4.3. Рефлексия - обдумывают информацию;

- обсуждают задания;

- корректируют записи;

- помогает корректировать записи, дополнять их;
Первичное осмысление и закрепление новых знаний и способов действий - составляют синквейн /вариант - хокку, танка/ по теме “Декабристы” в группах;

- отвечают на вопросы;

- предлагает составить синквейн /вариант - хокку, танка/ по теме “Декабристы” (по группам);

- /выборочно проверяет правильность выполнения/;

-задает вопросы по пройденному на уроке материалу;

Систематизация и обобщение новых знаний и способов действий - отвечают на вопрос;

- высказывают свою точку зрения;

- выполняют задание в Рабочих листах по “Манифесту к русскому народу”;

- корректируют записи;

- предлагает ответить на вопрос:

Каких целей добивались декабристы?

- предлагает выполнить задание в Рабочих листах по “Манифесту к русскому народу”;

- помогает корректировать записи (совместная работа на доске);

- /вариант: студент работает у доски/;

- подводит к формулировке вывода урока;

Подведение итогов урока
Формулировка вывода урока - делают вывод урока (совместно с преподавателем);

- записывают вывод урока;

- предлагает сделать вывод урока;

- формулирует вывод урока (совместно со студентами)

(примерный вывод урока:

“Движение декабристов обернулось первой попыткой насильственного изменения государственного строя в России. С одной стороны, оно показало необходимость скорейшего проведения реформ, с другой стороны, вызвало реакцию и надолго затормозило проведение этих реформ в жизнь”).

Самоанализ деятельности на уроке - отвечают на вопросы по форме в Рабочих листах, оценивают свою работу на уроке; - предлагает ответить на вопросы по форме в Рабочих листах, оценить свою работу на уроке;
Организация внеаудиторной самостоятельной работы - знакомятся с заданиями для ВСР;

- уточняют задания;

- / вариант – записывают задания для ВСР/

- формулирует задания для ВСР (по вариантам):
  • дополнить при необходимости записи по теме;
  • подготовиться к проверочной работе по теме;
  • подготовить реферат / презентацию по одной из тем:

"С.П.Трубецкой - несостоявшийся диктатор?"

"П.И.Пестель - Наполеон декабризма?"

"К.Ф.Рылеев - певец насилия и террора?"

"С.И. Муравьев-Апостол - Бонапарт-неудачник?"

"П.Г.Каховский - убийца-мученик?"

"Николай I - тиран и убийца?"

Раздаточный материал для работы в группах (карточки крепятся с помощью зажимов, листы ватмана совмещаются один на другой, образуя единую таблицу, которая служит источником информации).