Тема УВЗ (№ УВЗ в разделе)
Раздел (Тема)10 “Российская империя в ХIХ веке”
Тема урока №10 “Движение декабристов”.
Тип урока – комбинированный.
Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами) - связана с темами занятий “Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века”, “Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века”, связана с дисциплиной “Обществознание”.
Цели проведения УВЗ:
Образовательные:
- расширить представления о роли движения декабристов в истории России, о его значении для последующего развития государства;
Развивающие:
- совершенствовать умения работать с источниками различных типов, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом;
- способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.
Задачи УВЗ:
- Изучить теоретический материал.
- Выполнить практическую работу (задания в тетрадях и на рабочих листах).
- Развить опыт работы в группе.
Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся (комплексно-методическое обеспечение): ИАД, презентация преподавателя, рабочие листы.
Выбор ТСО - ИАД, мультимедийный проектор, персональный компьютер.
Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя | ||||
Организационный момент | - приветствуют преподавателя; - слушают |
- приветствует студентов; - отмечает отсутствующих; - настраивает обучающихся на работу; - инструктирует; - делит обучающихся на группы для дальнейшей работы |
||||
Проверка знаний и способов действий | - выполняют проверочную работу по материалам прошлого урока (хронологический диктант) | - предлагает выполнить проверочную
работу по материалам прошлого урока
(историко-хронологический диктант); -/вариант – предлагает выполнить взаимопроверку с выставлением оценки/ |
||||
Подготовка к восприятию новой темы | ||||||
3.1. Мотивация к учебной деятельности | - слушают преподавателя; - записывают тему урока |
- проверяет готовность к уроку; - демонстрирует видеофрагмент; - озвучивает тему урока (“Движение декабристов”); - формулирует вместе со студентами цель урока, с опорой на “служебные” слова (“Расширить представления о движении декабристов, его роли в истории России”) |
||||
3.2. Актуализация знаний | - отвечают на вопросы; - высказывают свое мнение; - /вариант – один из студентов работает у доски/ |
- предлагает назвать слова-ассоциации
к теме “Движение декабристов”; - задает вопросы:
Отвечал ли проект Сперанского интересам “первого сословия”? - предлагает создать на основе слов-ассоциаций “Кластер предположений” (как будем изучать тему, на какие блоки разделим информацию) - подводит к формулировке задач урока; |
||||
3.3. Постановка учебных задач | - формулируют учебные задачи; / - вариант: записывают учебные задачи / |
- предлагает сформулировать
учебные задачи, помогает формулировать (приблизительные формулировки учебных задач: 1) определить причины возникновения движения декабристов, его цели и задачи; 2) охарактеризовать деятельность декабристских организаций; 3) определить итоги движения декабристов, оценить его роль и значение в истории России); - обращает внимание студентов на то, что сформулированные задачи фактически являются планом работы на уроке; |
||||
4. Усвоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала) | ||||||
4.1. Часть 1 | ||||||
4.1.1. Вызов | - знакомятся с заданием в Рабочих листах (Приложение 1); | - предлагает выполнить задание по определению причин возникновения движения декабристов (по тексту в Рабочих листах); | ||||
4.1.2. Осмысление | - выполняют задание в Рабочих
листах; - читают текст в Рабочих листах; |
- предлагает обратиться к тексту в Рабочих листах; | ||||
4.1.3. Рефлексия | - смотрят презентацию; - корректируют записи, дополняют их |
- предлагает обратиться к
презентации; - помогает корректировать записи, дополнять их; |
||||
4.2. Часть 2 | ||||||
4.2.1. Вызов | - знакомятся с заданием в Рабочих листах; | - предлагает заполнить таблицу “Первые тайные общества декабристов” в Рабочих листах; | ||||
4.2.2. Осмысление | - читают текст учебника; - заполняют таблицу, предложенную в Рабочих листах; |
- предлагает обратиться к тексту
учебника; - /проверяет диктант/ - проверяет записи студентов; |
||||
4.2.3. Рефлексия | - смотрят презентацию; - корректируют записи, дополняют их |
- обращает внимание студентов на
недостаточность информации учебника; - предлагает обратиться к презентации; - помогает корректировать записи, дополнять их; |
||||
4.3. Часть 3 | ||||||
4.3.1. Вызов | - в группах обсуждают задание, предложенное в Рабочих листах; | - предлагает выполнить задание по сравнению программ Северного и Южного обществ (работа с раздаточным материалом; работа в группах); | ||||
4.3.2. Осмысление | - читают информационный текст в
Рабочих листах; - работают с раздаточным материалом; |
- предлагает обратиться к
информационному тексту в Рабочих листах; -инструктирует по работе с раздаточным материалом; |
||||
4.3.3. Рефлексия | - корректируют результаты работы
с раздаточным материалом; - эксперты групп презентуют результаты работы с раздаточным материалом; - заполняют сравнительную таблицу в Рабочих листах; |
- помогает корректировать
результаты работы с раздаточным материалом; - предлагает презентовать результаты работы с раздаточным материалом; - предлагает заполнить сравнительную таблицу в Рабочих листах по результатам работы с раздаточным материалом; |
||||
4.4. Часть 4 | ||||||
4.4.1. Вызов | - знакомятся с заданием в Рабочих листах; | - предлагает выполнить задания по заполнению таблицы “Восстание декабристов” и схемы “Казнь пятерых декабристов” в Рабочих листах; | ||||
4.4.2. Осмысление | - выполняют задания; - смотрят видеофрагменты; - смотрят презентации; - студенты выступают с подготовленными докладами и презентацией по теме; - ведут записи; |
- предлагает обратиться к тексту
задания, к тексту учебника и презентации; - кратко рассказывает об обстоятельствах междуцарствия, о событиях ноября - декабря 1825 г.; - демонстрирует видеофрагмент о восстании; - кратко рассказывает о следствии и суде над декабристами; - демонстрирует видеофрагмент о казни декабристов; |
||||
4.4.3. Рефлексия | - обдумывают информацию; - обсуждают задания; - корректируют записи; |
- помогает корректировать записи, дополнять их; | ||||
Первичное осмысление и закрепление новых знаний и способов действий | - составляют синквейн /вариант -
хокку, танка/ по теме “Декабристы” в группах; - отвечают на вопросы; |
- предлагает составить синквейн /вариант
- хокку, танка/ по теме “Декабристы” (по
группам); - /выборочно проверяет правильность выполнения/; -задает вопросы по пройденному на уроке материалу; |
||||
Систематизация и обобщение новых знаний и способов действий | - отвечают на вопрос; - высказывают свою точку зрения; - выполняют задание в Рабочих листах по “Манифесту к русскому народу”; - корректируют записи; |
- предлагает ответить на вопрос: Каких целей добивались декабристы? - предлагает выполнить задание в Рабочих листах по “Манифесту к русскому народу”; - помогает корректировать записи (совместная работа на доске); - /вариант: студент работает у доски/; - подводит к формулировке вывода урока; |
||||
Подведение итогов урока | ||||||
Формулировка вывода урока | - делают вывод урока (совместно с
преподавателем); - записывают вывод урока; |
- предлагает сделать вывод урока; - формулирует вывод урока (совместно со студентами) (примерный вывод урока: “Движение декабристов обернулось первой попыткой насильственного изменения государственного строя в России. С одной стороны, оно показало необходимость скорейшего проведения реформ, с другой стороны, вызвало реакцию и надолго затормозило проведение этих реформ в жизнь”). |
||||
Самоанализ деятельности на уроке | - отвечают на вопросы по форме в Рабочих листах, оценивают свою работу на уроке; | - предлагает ответить на вопросы по форме в Рабочих листах, оценить свою работу на уроке; | ||||
Организация внеаудиторной самостоятельной работы | - знакомятся с заданиями для ВСР; - уточняют задания; - / вариант – записывают задания для ВСР/ |
- формулирует задания для ВСР (по
вариантам):
"С.П.Трубецкой - несостоявшийся диктатор?" "П.И.Пестель - Наполеон декабризма?" "К.Ф.Рылеев - певец насилия и террора?" "С.И. Муравьев-Апостол - Бонапарт-неудачник?" "П.Г.Каховский - убийца-мученик?" "Николай I - тиран и убийца?" |
Раздаточный материал для работы в группах (карточки крепятся с помощью зажимов, листы ватмана совмещаются один на другой, образуя единую таблицу, которая служит источником информации).