Тип урока: изучение нового материала (2 ч)
Цель урока: формирование представления о непредельных углеводородах как классе органических соединений.
Задачи:
Образовательная:
- формирование у учащихся представлений о гомологическом ряде, видах изомерии, правилах номенклатуры ИЮПАК на примере алкенов;
- изучить электронное и пространственное строение молекул алкенов;
- формирование умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.
Развивающая:
- создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
- развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
- отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.
Воспитательная:
- способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.
Форма организации учебной деятельности:
- индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование:
- компьютер, проектор, интерактивная доска,
- Раздаточный материал:
- шаростержневые модели, тестовая работа
Оборудование:
- колба Вюрца, капельная воронка, промывалка, газоотводная трубка, стакан или пробирка, штатив.
- Реактивы: этиловый спирт, конц.серная кислота, бромная вода, р-р перманганата калия.
КОНСПЕКТ УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Приветствие .Проверка готовности к уроку. | |
Проверка домашнего задания | Выполнение теста по терминам | Самостоятельная работа |
Актуализация знаний | Актуализация знаний проходит через
обсуждение проблемной ситуации 1. Почему созревание авокадо будет проходить быстрее, если положить его зеленый плод в один пакет вместе с тремя желтыми бананами, и через день-два авокадо будет спелым. 2. Что общего может быть между изображенными предметами? (Слайд 2,3) После получения ответа учитель объявляет тему урока. (Слайд 4) и совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения. (Слайд № 5) |
Отвечают на поставленные вопросы
После объявления темы урока и плана изучения, пробуют сформулировать цель урока и план изучения класса соединения. |
Изучение нового материала | (по усмотрению преподавателя работу с
презентацией можно проводить по своему плану.
Работают ссылки, которые позволяют легко
переходить со слайда “Содержание” на любой
слайд) Изучение класса соединений согласно предложенного плану. 1. Лучше начинать с нахождения этих веществ в природе и их значении в жизни человека. (слайд № 42-44) На этапе происходит представление сообщений (мультимедийных презентаций), подготовленных учащимися самостоятельно в малых группах |
Составляют опорный конспект и
записывает его в тетрадь.
Сообщения учащихся: “Алкены в природе”, “Применение алкенов”, |
2.Учитель дает определение классу алкенов, общая формула, гомологический ряд алкенов. (слайд № 6) | Записывают определение, общую формулу, гомологический ряд | |
3. Изомерия: Лабораторный опыт: “Изготовление моделей молекул алкенов” При составлении модели бутена у учащихся должно получиться 2 модели: n-бутен и изобутен. После чего вспоминают определение изомерии (изомеры) и ее виды (Слайд № 7-11) |
Выполняют лабораторный опыт. Отвечают на вопросы учителя |
|
4. Номенклатура алкенов. Правила образования названий разветвленных алкенов по международной номенклатуре (ИЮПАК) (Слайд № 12) |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания: №1 - на составление названий по формуле №2 – на составление формул по названию |
|
5. Физические свойства алканов Работа с учебником : агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr; (Слайд № 16) |
Работа с учебником, записывают в тетрадь. | |
6. Строение алканов.
(Слайд № 13-16) (Слайд № 17-18). Установить причинно-следственную связь между строением и химическими свойствами алкенов. Выявить типы реакций, характерные для алкенов , и условия их протекания. |
Отвечают на вопросы учителя | |
7. Химические свойства (Слайд 20) Реакция присоединения (Слайд № 21-26) реакция галогенирования, гидрирования, гидратация, гидрогалогенирования, полимеризации, алкилирования: условия протекания. Демонстрация опыта: “Взаимодействие этилена с бромной водой” (или видео) Реакция окисления (Слайд № 27) реакция горение: условия протекания. (Слайд № 28-30) реакция окисление в присутствии окислителей Демонстрация опыта: “Горение этилена”, “Взаимодействие этилена с перманганатом калия” (демонстрацию можно заменить видеоопытом.) Реакция изомеризация (слайд 31) Реакция отщепления (слайд 32-33) |
Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения | |
8. Способы получения алкенов (Слайд
№ 35) (Слайд № 36 ) Дегидрирование алканов (Слайд № 39 ) Дегалогенирование дигалогенпроизводных. (Слайд № 40 ) Внутримолекулярная дегидратация спиртов (Слайд № 46 ) Дегидрогалогенирование галогенпроизводных алканов Для каждой реакции условия протекания. |
Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения | |
Закрепление изученного материала | Данный этап урока проводят в том случае, если останется время, после изучения нового материала. | Работают в тетради, отвечают на вопросы учителя. |
Подведение итогов урока |
Домашнее задание |