Цель деятельности учителя: Способствовать развитию умений решать и составлять задачи на встречное движение, совершенствовать вычислительные навыки.
Тип урока: Комплексное применение знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать и составлять задачи на встречное движение, читать схематические чертежи к задачам, выполнять письменное умножение двух чисел, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
- Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
- Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Ровно встали, тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Подмигнули, улыбнулись,
За работу все взялись.
II. Сообщение темы, цели урока
Сегодня на уроке мы будем учиться решать и составлять задачи на встречное движение, совершенствовать вычислительные навыки.
III. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и возьмите карандаш в руки. Сравните запись и решения уравнений, сделанные вашим соседом с тем, что записано на экране. Поставьте знак "+", если всё правильно и "-", если задание выполнено неверно возле каждого уравнения. (Приложение1. Слайд 2)
Х*9=120-66
Х*9=54
Х=54:9
Х=6______
6*9=120-66
54=54Х:8=320+80
Х:8=400
Х=400*8
Х=3200____
3200:8=320=80
400=400
2. Математическая разминка.
Выполнение № 63 (по цепочке) (Слайд 3)
С какой скоростью движется каждый объект. Подберите соответствующие картинки. (Слайд 4)
IV. Самоопределение к деятельности.
- Составьте задачу по рисунку. (Работа в парах) (Слайд 5)
- Что показывает флажок на чертеже?
- Как показано время движения?
- Что обозначают надписи над стрелками?
- Какой объект должен преодолеть большее расстояние?
Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на встречное движение, научиться составлять и читать чертежи к таким задачам.)
V. Пальчиковая гимнастика (Слайд 6-7)
Наши пальчики сплетём,
Руки вытянем потом.
Пальцы выгнуться чуть-чуть-
Их расслабить не забудь.
(Дети сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения дети несколько раз встряхивают руками, расслабляя пальцы. Повторяют упражнение несколько раз.)
Пальчик кверху отогнём
И тихонечко нажмём.
Чтобы пальчик не сломать,
Осторожно будем жать.
(Дети отгибают пальцами правой руки указательный палец левой в сторону тыльной части ладони. То же упражнение проделывают для остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.)
VI. Практическая деятельность
- Откройте тетради, запишите число и слова "Классная работа".
- Откройте учебник стр.16 №61
- Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертёж. (Слайд 8)
Как движутся лыжники?
- Как это показано на чертеже?
- Что известно о времени их выхода?
- Как обозначено место встречи?
- Сколько времени будет идти до встречи каждый лыжник?
- Известны ли скорости лыжников?
- Который из лыжников пройдет до встречи большее расстояние? Почему?
- Что требуется узнать?
- Как видим по чертежу, часть этого расстояния прошел первый лыжник, а другую часть - второй лыжник. Покажите эти части на чертеже. Как же узнать расстояние между поселками?
На доске и в тетрадях появляется запись:
1) 12 * 3 = 36 (км) - прошел первый лыжник.
2) 14 * 3 = 42 (км) - прошел второй лыжник.
3) 36 + 42 = 78 (км).
- Эту задачу можно решить другим способом.
(Два ученика выходят к доске.)
- Вы будете лыжниками. Покажите, откуда вы начали движение. Вы начали движение одновременно и двигались 1 час. Сколько километров прошел за это время первый лыжник?
- Второй лыжник?
- Отметим точками эти расстояния и подпишем под ними "12 км" и "14 км". На сколько километров лыжники сблизились за 1 час?
- Прошел второй час. На сколько километров еще сблизились лыжники?
- Подпишем "12 км" и "14 км". Прошел третий час. На сколько километров еще сблизились лыжники?
- Подпишем "12 км" и "14 км". Встретились лыжники?
- Кто догадался, как по-другому решить задачу?
II способ:
1) 12 + 14 = 26 (км/ч) - скорость сближения.
2) 26 * 3 = 78 (км).
Ответ: 78 километров между поселками.
Аналогично рассматриваются решения двух других задач.
№ 61 (2).
12 + 14 = 26 (км/ч) - скорость сближения.
2) 78 : 26 = 3 (ч).
Ответ: через 3 часа произошла встреча.
№ 61 (3).
I способ:
1) 12 * 3 = 36 (км) - прошел первый лыжник.
2) 78 - 36 = 42 (км) - прошел второй лыжник.
3) 42 : 3 = 14 (км/ч).
II способ:
1) 78 : 3 = 26 (км/ч) - скорость сближения.
2) 26 - 12 = 14 (км/ч).
Ответ: скорость второго лыжника - 14 км/ч.
VII. Физкультминутка. (Слайд 9-11)
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей,
И быстрей, быстрей, быстрей!
(Бег на месте)
Это трасса мотокросса.
Крутятся вперед колёса.
Если их назад вращать,
Мотоцикл поедет вспять.
(Вращение прямыми руками
вперёд и назад)
А теперь на месте ходим
Но от парты не отходим.
(Ходьба на месте)
Снова сесть за парты рады,
Приступать к учебе надо.
(Дети садятся за парты
VIII. Закрепление изученного материала. (Слайд 12)
Выполни умножение, записывая действия столбиком.
- 423*80=33840
- 175*400=70000
- 315*200=63000
- 287*500=143500
Вычисли. 1430*600+2382:3 =858794
(Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.)
IХ. Итоги урока. Рефлексия
- Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?
- Какое задание вам понравилось выполнять?
- Где испытали трудности?
- Оцените свою работу. Поставьте среднюю арифметическую оценку.
- А свое настроение изобразите смайликом на полях тетради. (Слайд 13)
Х. Домашнее задание. (Слайд 14)
- Выполните домашнее задание по уровню сложности.
Необходимые ресурсы
- Мультимедийная презентация в PowerPoint 97-2003 (слайды меняются по щелчку, каждое действие на слайде тоже по щелчку.)
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Демонстрационный экран