Цель: Ознакомление детей с тяжелыми нарушениями речи со строением артикуляционного аппарата с помощью игровых приемов.
Задачи:
- Познакомить с речевым аппаратом: губы, зубы, язык, челюсть (их подвижность). Увеличивать объем понимания речи.
- Развивать фонематический слух.
- Воспитывать умение действовать по инструкции педагога.
Оборудование: зеркало, комнатные цветы, картинки: “Солнце - тучка”; речевой аппарат; человек; кукла Катя, пароход. Ширма, барабан, дудочка.
Ход занятия
1. Орг. Момент. (Презентация)
Психогимнастика “Солнце - тучка”.
- Дети, когда на небе солнышко - нам весело мы улыбаемся, когда тучки на небе гулять нельзя - нам грустно. Посмотрите на солнышко – улыбнитесь, на тучку – грустите.
2. Игра “Что звучит?”
- Ребята, послушайте как звучит барабан “Бом - бом”, покажите его на картинке. Послушайте как звучит дудочка “Ду - ду” покажите ее на картинке. Я сейчас спрячу барабан и дудочку и буду на них играть, а вы должны угадать на чем я играла. Вы должны сказать “Бом – бом или ду - ду” или показать на картинке.
3. Игра “Понюхаем цветы”
- Ребята, посмотрите своими глазками какие красивые цветы. А чем мы можем цветы понюхать? Правильно носиками. Нюхайте осторожно, ротик закрыли, носиком дышите.
4. Рассматривание частей лица. (зеркало)
Покажите глазки, носик, ротик, ушки.
5. Чтение стихотворения “Сказочка-указочка”.
Дети по показу педагога и в соответствии с текстом показывают на лице губы, зубы, язык, челюсть.
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.А вокруг-то — целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди — зубов оправа.Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
6. Физ. минутка “Прятки”
Дети прячутся за стульчиками. Педагог “Где дети? Где Маша? Где Настя? Ку - ку”
Дети выглядывают из - за стульчиков “Вот я! Тут я!”
7. Подражательная речевая деятельность.
Рассматривание картинок. “Катя поет а-а-а. Пароход гудит у-у-у”
- Ребята, Катя широко открывает ротик и говорит а – а – а. Повторите за Катей, ребята.
- Пароход гудит у - у – у. Ребята, губки вытяните вперед и скажите у – у – у.
8. Фразовая речь. Произнесение “Вот; тут”.
- Ребята, покажите и скажите где Катя? Где пароход?
Дети “Вот а - а - а, тут у - у - у ”.
9. Пальчиковая гимнастика “Кулачок - ладошка”.
10. Развитие понимания речи игра “Покажи части тела и лица”.
Рассматривание картинки – человек. Покажи нос, ухо – уши, глаз – глаза и т.д.
11. Итог занятия.
Ребята, вы познакомились с речевым аппаратом, я сейчас буду называть части а вы покажете их на себе: губы, верхняя губа, нижняя губа, зубы, язык, челюсть.
12. Анализ занятия.
Ребята, вы очень внимательно меня слушали, рассматривали картинки и старались сами говорить. Молодцы!