“Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - то истинно велик!”
(Пьер Гренгор)
Открытые уроки (занятия) – одна из важных форм организации методической работы.
На открытом уроке преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения.
Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки учителя.
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Учитель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения обучающимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения обучающимися учебного материала.
Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим данное занятие.
Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенных обучающимися под руководством преподавателя.
Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.
Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой школы. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих.
Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.
Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для обучающихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.
Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.
Недопустима “репетиция” открытого урока с одним и тем же классом. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят обучающихся к уроку, “проигрывают” его и т.д., называя всё это подготовкой открытого урока.
Рекомендуется сообщить обучающимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.
Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности обучающихся.
Определить основную дидактическую цель урока — значит установить, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера деятельности преподавателя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера деятельности учителя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.
Поговорим о самых значимых этапах при подготовке и проведении открытого урока.
Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:
- методика использования персонального компьютера в решении практических задач;
- методика организации самостоятельной работы обучающихся;
- активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях (практических, лабораторной работе...) в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом.
При подготовке к открытому занятию учитель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит учащимся быть в курсе современных достижений.
Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия.
Формулировка цели открытого занятия – очень ответственный момент, “Как корабль назовешь, так он и поплывет…”
Цель занятия - это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце данного занятия (принцип “Здесь и теперь”).
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
Уровни усвоения знаний студентами определены государственным образовательным стандартом. Часть материала на уроке учитель должен преподносить для ознакомления, чтобы ученики имели представления о каких-то фактах, событиях, что является усвоения.
При формулировке целей 1 уровня усвоения можно
использовать глагол: “познакомить”, “дать
понятие”.Материал, дающийся на I уровне, не
вносится в контрольно-измерительные материалы и
контрольные задания.
2 уровень - это уровень знаний, пересказа.При
формулировке целей 2 уровня усвоения можно
использовать глаголы: “написать”,
“зарисовать”, “научить”, “закрепить”,
“обеспечить”, сформулировать”,
“проконтролировать”, “подготовить”,
“сообщить” и т.д.
3 уровень - уровень умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях. Здесь можно использовать такие глаголы как: “выделить”, “обобщить”, “применить знания”, “сделать”.
Цели развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)
Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности –постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).
Развитие профессиональных умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).
Развитие умений профессиональной деятельности (умения работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов)
Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).
Воспитательные целипредполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и характера.
По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли.
На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем ученике, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели.
Анализ открытого занятия с участием посетивших - является обязательным. В начале слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п. Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.
Порядок анализа и самоанализа открытого урока
№ п/п | Педагогические явления | Показатель оценки |
1 | Методическая цель и инновации | Суть инновации и ее роль в
совершенствовании учебно-воспитательного
процесса Роль инновации в выполнении задач обучения по предмету Взаимосвязь с традиционной методикой Достижение методической цели открытого урока Факторы, препятствующие полному достижению методической цели |
2 | Методическая цель и содержание урока | Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации) |
3 | Методическая цель и структура урока | Педагогическая целесообразность
выбора структуры урока Соответствие выбранной структуры урока методической цели |
4 | Методическая цель и методические приемы, методы обучения | Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели, их целесообразное сочетание |
5 | Инновации и учебно-познавательная деятельность обучающихся | Роль инновации в активизации
познавательной деятельности учащихся Уровень познавательной самостоятельности учащихся Развитие творческих способностей учащихся Активность учащихся на открытом уроке |
6 | Вариативность применения инновации на уроках | Варианты применения инновации на уроке |
7 | Перспективы применения инновации в образовательной практике | Границы применения инновации Применимость в обучении другими предметами Целесообразность внедрения инновации в общеобразовательную практику (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов). |
Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).
Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.