Цели урока:
- Образовательные: изучить основные термины и понятия темы “Массивы”, ознакомиться с правилами описания, заполнения и вывода массивов на языке программирования Pascal, научиться составлять программы для решения задач с массивами.
- Развивающие: развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе, способности логически рассуждать, делать выводы.
- Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка выполнения домашнего задания
3. Актуализация знаний, постановка цели урока
Работая с электронными таблицами, вы убедились, насколько бывает удобно представление информации в табличной форме. Вы знаете, что каждая ячейка таблицы – это фактически отдельная переменная. В любом языке программирования предусмотрена возможность табличного описания обрабатываемой информации, при этом клетки таблицы представлены переменными одного типа. Такие таблицы называются массивами.
(Слайд 2) Сегодня на уроке мы ознакомимся с основными понятиями темы “Массивы”, с правилами описания, заполнения и вывода массивов на языке программирования Pascal, а для закрепления материала решим несколько простых задач.
4. Изучение нового материала
- Основные понятия (Слайд 3). Основным понятием темы сегодняшнего урока является “массив”. Массив – это набор однотипных данных, снабженных системой из одного или нескольких индексов, каждый из которых принимает последовательные целые значения. Массив обладает несколькими характеристиками:
Имя.
Размерность массива – количество индексов, необходимое для однозначного доступа к элементу массива.
Тип массива – тип входящих в него элементов.
- Описание массива (Слайд 4) Как и любые переменные, массивы описываются в блоке var. Для описания массива нужно указать его имя, тип и диапазон изменения индексов. На слайде приведен пример описания одномерного целочисленного массива М, состоящего из 10 элементов.
var M: array [1..10] of integer;
Здесь М – имя массива; array – тип “массив”; [1..10] – диапазон индексов; integer – тип элементов массива.
При описании двумерных, трехмерных и еще большей размерности массивов диапазоны индексов разделяются запятой. На слайде приведен пример описания трехмерного целочисленного массива N. N: array [1..10, 1..8, 1..15] of integer; Посчитайте, сколько элементов входит в этот массив (Ответ: 1200).
- Элементы массива (Слайд 5) Каждый элемент массива удобно представлять себе как отдельную переменную, тем более что к нему можно обратиться и присвоить то, или иное значение точно так же, как и для “самостоятельной” переменной. Для обращения к элементу массива нужно указать имя массива и в квадратных скобках номер индекса соответствующего данному элементу, например: М[i]. На слайде в качестве примера приведен одномерный целочисленный массив М, состоящий из 10 элементов.
i | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
M[i] | 15 | 3 | 0 | 12 | -7 | 6 | 5 | 5 | 2 | -4 |
Значение четвёртого элемента этого массива M[4] = 12.
Найдите значение выражения M[10] + M[7] для данного массива (Ответ: 1).
(Слайд 6) У двумерного целочисленного массива уже 2 индекса. Первый (i) – номер строки, второй (j) – номер столбца. На слайде в качестве примера приведен двумерный целочисленный массив D, состоящий из 20 элементов.
i | ||||||
j | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 3 | 4 | 1 | 5 | -2 | |
2 | 2 | 7 | -6 | 4 | 2 | |
3 | -1 | 4 | 0 | 3 | -3 | |
4 | 0 | 4 | -5 | 4 | 6 |
Значение элемента D[3,2] = 4.
Найдите значение выражения D[2,1] - D[1,5] для данного массива (Ответ: 4).
- Заполнение массива (Слайд 7). Рассмотрим основные способы заполнения массива. Во всех нижеприведенных способах используется цикл со счетчиком for, в качестве параметра выступает переменная i, обозначающая номер элемента массива.
1) Ввод значений с клавиатуры:
for i:=1 to 10 do read(M[i]);
2) Случайным образом:
randomize;
for i:=1 to 10 do M[i]:=random(100);
Функция randomize позволяет перемешивать числа из диапазона указанном в функции random и употребляется перед ней. Функция random - генерирует целые числа в диапазоне от 0 до 99.
3) Заполнение по формуле:
for i:=1 to 10 do M[i]:=i+7;
- Вывод массива (Слайд 8) Для вывода элементов массива на экран нам снова нужен цикл for, только оператор ввода read мы заменим оператором вывода write. На слайде приведен пример вывода на экран значений одномерного целочисленного массива M, состоящего из 10 элементов:
for i:=1 to 10 do writeln (M[i]);
В данном примере используется оператор writeln, после выполнения которого курсор переводится на новую строку, поэтому значения элементов массива будут выведены в столбик. Как нужно изменить оператор вывода массива, чтобы значения элементов массива выводились в строку и разделялись между собой символом “пробел”? (Ответ: for i:=1 to 10 do write (M[i], ‘ ‘);)
- Нахождение суммы элементов массива (Слайд 9) Рассмотрим задачу на нахождение суммы элементов одномерного целочисленного массива M.
- Нахождение максимального и минимального элемента массива (Слайд 10) Рассмотрим задачу на нахождение максимального элемента одномерного целочисленного массива M.
По аналогии с рассмотренным примером составьте программу для нахождения минимального элемента массива.
5. Контроль знаний (тест) (Слайд 11-19).
6. Закрепление материала (Слайд 20-26) Решение задач.
7. Подведение итогов урока (выставление оценок).
8. Домашнее задание.