Эпиграф
Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах.
И.Г. Цейтен
Цели урока:
- дидактические: продолжить формирование умений применять различные способы решения неравенств; совершенствовать навыки решения неравенств различными методами;
- развивающие: развивать познавательный интерес у учащихся, логическое мышление, интеллектуальные способности; формировать математическую речь;
- воспитательные: воспитывать у учащихся такие качества личности как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог, формировать эстетические навыки при оформлении записей в тетради.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
- Этап обобщения и систематизации изученного.
- Этап подведения итогов.
- Этап информации учащихся о домашнем задании.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация “Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств”, доска, мел, раздаточный материал для работы на уроке и домашним заданием.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный этап. | ||
Здравствуйте, рада вас всех видеть! | Ответы учащихся: Здравствуйте! | |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. | ||
Эпиграфом к уроку я выбрала слова
датского математика и историка математики,
жившего с 1839 по 1920 года, Иеромонима Георга
Цейтена: “Правильному применению методов можно
научиться только применяя их на разнообразных
примерах”. Слайд 2 При решении практически любой математической задачи приходится производить преобразование числовых, алгебраических или функциональных выражений. Но бывают случаи, когда стандартные преобразования не позволяют получить ответ. Тогда используют нестандартные методы, суть которых – реализовать “иной взгляд” на задачу, что существенно упрощает решение некоторых задач. Таким образом, тема сегодняшнего урока… Но для начала - вопросы, ответы на которые вы должны были повторить дома. |
“Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств”. |
|
Слайд 3 Что называется функцией? |
Пусть каждому числу x из множества чисел X в силу некоторого закона f поставлено в соответствие единственное число y. Тогда говорят, что задана функция , определенная на множестве X; при этом x называют независимой переменной или аргументом, а переменную y – зависимой переменной. | |
Какие свойства функций вам известны? | Область определения функции. Область значений (область изменения).Ограниченность функции. Возрастание, убывание функции. Четность, нечетность функции. Периодичность функции. |
|
Что называется областью определения функции? | Из определения функции следует, что функция задается вместе с областью определения X. Чаще всего функцию задают с помощью какой-либо формулы. При этом, если не дано дополнительных ограничений, то областью определения функции, заданной формулой, считают множество всех значений переменной, при которых эта формула имеет смысл. | |
Что называется областью значения функции? | Область значений (область
изменения) – множество всех значений функции . Функцию называют ограниченной снизу (сверху), если существует такое число M, что для любого x из области определения верно неравенство , (). Функция называется ограниченной, если она ограничена и сверху и снизу. |
|
Что понимается под монотонностью
функции? Все определения можно ещё раз увидеть в Приложении 1, которое лежит у вас на партах. |
Функция возрастает (убывает), если большему значению аргумента соответствует большее (меньшее) значение функции. Общее название этих двух понятий – монотонность. | |
3. Этап обобщения и систематизации изученного. | ||
Судя по тем вопросам, которые я задала вам в начале урока, как вы думаете, какие свойства легли в основу методов, которые мы с вами сегодня будем разбирать? Слайд 3 | Область определения, ограниченность функции, её монотонность. | |
Для более удобного рассмотрения
нестандартных методов я составила для вас
таблицу. Она у каждого из вас. С её помощью на
сегодняшнем уроке мы разберём три метода.
Учитель разбирает методы по таблице: пояснения
теоретической части, разбор 1-2 примеров (какого -
по желанию учащихся). Приложение 2. Слайды 4 – 7. |
Ученики слушают объяснения учителя, делая пометки в таблице. | |
А сейчас вы будете работать в группах.
Каждая группа выберет себе задание. Затем
представитель от группы представит решение. Слайд 8 1 группа. Решить уравнение . 2 группа. Решить неравенство . 3 группа. Решить неравенство . |
Учащиеся работают в группах. | |
Защита решений. Слайд 8 | От каждой группы выступает 1
человек с защитой своего решения (решение на
доске кратко записать, пояснения по ходу
решения). 1группа. . Решение: при решении используем ограниченность функций и квадратичной функций: 1. для любого х из R. 2. . Таким образом мы видим, что области значений левой и правой части этого уравнения не имеют “точек соприкосновения”. Значит уравнение не имеет решений. Ответ: решений нет. 2 группа. . Решение: при решении используем анализ ОДЗ неравенства. ОДЗ: . х=1 не является решением. Тогда при получим, что , а . Значит решением данного неравенства являются все числа из промежутка. Ответ: 3 группа. . Решение: при решении используем монотонность функций, входящих в неравенство. Рассмотрим функции . Все они непрерывны и строго возрастают на R. значит и сумма этих функций тоже будет возрастающей функцией. Легко увидеть, что . А в силу её непрерывности и строгой монотонности получим, что при имеем, а при имеем. Значит решениями являются все . Ответ: |
|
4.Этап подведения итогов. | ||
Ребята, подведём итоги сегодняшнего
занятия. Слайд 9.
|
Учащиеся отвечают, используя записи; рассказывают о своих затруднениях, если они были; высказывают личное мнение о методе. | |
5. Этап информации учащихся о домашнем задании. | ||
На следующем занятии мы продолжим
решать уравнения и неравенства, с использованием
уже других свойств функций. А по теме
сегодняшнего урока вам необходимо к следующему
уроку выполнить следующее задание (карточки):
Слайд 10 1. Решить неравенства:
2. Творческое задание. Подумайте, какие “внешние” признаки могут содержать уравнения или неравенства, которые бы указывали на применение рассмотренных сегодня методов. Всем спасибо! Слайд 11 |
Литература.
- П. В. Чулков Материалы курса “Уравнения и неравенства в школьном курсе математики” – М.:”Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
- Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. Учимся решать задачи. 10-11 классы: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа. 2002 г.
- Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка – Волгоград: Учитель, 2005.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов – на – Дону: Легион, 2013.
- В. К. Егерев, В. В. Зайцев, Б. А. Кордемский и др.; под ред. М. И. Сканави. Сборник задач по математике (с решениями) – М.: ООО”Издательский дом “ОНИКС 21 век”: ООО “Издательство “Мир и Образование”, 2005.
Замечание. По данной теме проводится ещё два урока: 2 урок – использование четности, периодичности, решение задач, 3 урок – самостоятельная работа.