Программа проведения кружковой работы “Мир оригами” предназначена для преподавания оригами в 5 классе общеобразовательной школы в течение одного учебного года. Занятия оригами не требуют особых материальных затрат, для выполнения поделок необходимы только бумага и ножницы. Заниматься оригами могут все желающие, так как это искусство не требует особых способностей. С помощью оригами легко и просто создается целый мир, в котором можно играть. Занятия оригами безопасны для детей любого возраста. Оригами – коллективное творчество, помогает быстро и оригинально оформить класс или любое помещение. С помощью оригами дети научатся быстро делать красивые и удивительные подарки своим близким. Обучающая и развивающая роль оригами:
- развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев при контроле сознания;
- развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются поделки, и представлять по ним изделие в объеме;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- формирует способность следовать устным инструкциям;
- развивает уверенность в своих силах и способностях;
- помогает развитию графических навыков;
- стимулирует развитие памяти;
- способствует концентрации внимания, так как складывать поделку и заниматься чем-либо посторонним невозможно;
- развивает творческие способности;
- стимулирует создание игровых ситуаций;
- расширяет коммуникативные способности.
Программа составлена на основе существующей литературы по оригами.
Принцип набора – по интересам.
Количество обучающихся в кружке - 10-12 учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате обучения в кружке ученик должен знать / уметь:
- историю возникновения и развития оригами;
- международные условные знаки, принятые в оригами;
- уметь четко пользоваться терминологией, принятий в оригами;
- овладеть основными приемами складывания;
- знать все базовые формы и уметь складывать их по памяти;
- научиться чертить схемы складывания;
- уметь объяснить порядок складывания поделок, правильно используя принятую терминологию.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Для достижения поставленных целей предусматривается использование основных форм и методов обучения, основанных на совместной деятельности учителя и учащихся. Применяются следующие формы работы:
- индивидуальная;
- коллективная;
- творческие задания;
- выставки работ учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | Практические работы |
1.Знакомство с оригами | 1 | 1 |
2.Базовая форма “треугольник” | 8 | 8 |
3.Базовая форма “воздушный змей” | 2 | 1 |
4.Базовая форма “дверь” | 2 | 2 |
5.Базовая форма “блинчик” | 2 | 2 |
6.Базовая форма “водяная бомбочка” | 2 | 2 |
7.Базовая форма “катамаран” | 2 | 2 |
8.Базовая форма “квадрат” | 2 | 2 |
9.Базовая форма “лягушка” | 2 | 2 |
10.Базовая форма “рыба” | 2 | 2 |
11.Модульное оригами | 2 | 2 |
12.Праздничное и подарочное оригами | 6 | 6 |
Итого | 33 | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Знакомство с оригами. Базовые формы и условные знаки (1 час).
- Базовая форма “треугольник”. Классические и авторские модели (8часов).
- Базовая форма “воздушный змей”. Классические и авторские модели, модульное оригами (2 часа).
- Базовая форма “дверь”. Классические модели (2 часа).
- Базовая форма “блинчик”. Классические модели (2 часа).
- Базовая форма “водяная бомбочка”. Классические модели (2 часа).
- Базовая форма “катамаран”. Классические модели (2 часа).
- Базовая форма “квадрат”. Классические модели (2 часа).
- Базовая форма “лягушка”. Классические модели (2 часа).
- Базовая форма “рыба”. Авторские модели и классические модели (2 часа).
- Модульное оригами. Кусудамы (2 часа).
- Праздничное и подарочное оригами. Выполнение поделок (6 часов).
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Основные виды контроля кружковой работы учащихся – обсуждение качества выполненных поделок, самооценка работ учащимися, выставки работ. Оценивание со стороны учителя носит поощрительный характер, мотивирующий ученика на дальнейшую работу.
Наиболее ожидаемым результатом творческой работы учащихся на занятиях кружка “Мир оригами” является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что обеспечивает развитие творческого потенциала личности, способствует гармоническому развитию каждого ребенка. Самостоятельная и коллективная работа учащихся над заданиями, предлагаемыми на занятиях, развивает творческие способности, самостоятельность, терпение и усидчивость, чертежные навыки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- индивидуальные карточки;
- демонстрационные таблицы;
- модели готовых изделий;
- компьютерные презентации.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- медиапроектор;
- компьютер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонькин С. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Рольф Аким, 1999.
2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль: Академия развития, 1999.
3. Долженко Г.И. 100 оригами. - Ярославль: Академия развития, 1999.
4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия Развития, 2000.
5. Киото Э. Игрушки из бумаги. – Санкт-Петербург: Кристалл,2000.
6. Нил Роберт. Самоделки из бумаги. – М.: Дрофа, 1995.
7. О-Брайн Эйлин. Оригами. – М.: Росмен, 1998.
8. Соколова С.Н. Школа оригами. – М.: Эксмо, 2005.