В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят об эмоциональном выгорании.
Эмоциональное выгорание – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми – всех, чья деятельность невозможна без общения. Наиболее, уязвимой профессиональной группой выступают работники сферы образования (педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования), деятельность которых связана с тесным и интенсивным общением с другими людьми [6, с.31].
Актуальность темы:
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений педагога и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс...[8, с.90].
Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутренне, эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога [6, с.32].
Для того чтобы педагог сумел плодотворно трудиться, получая удовольствие от своей работы, и принося пользу и радость окружающим его людям, он обязан обезопасить себя, противостоять стрессу. Для этого он должен уметь управлять профессиональным стрессом.
Цель: изучить природу эмоционального выгорания, способы совладения и профилактику.
Задачи:
1. Раскрыть сущность феномена эмоционального выгорания.
2. Ознакомиться с проявлениями синдрома эмоционального выгорания
3. Описать основные способы совладания и профилактики.
4. Составить тренинг «Саморегуляция эмоционального состояния»
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования
1.1. Понятие «Синдром эмоционального выгорания»
Эмоциональное выгорание – это, прежде всего, нарушение покоя, возникающее внутри человека напряжение как реакция на определенную ситуацию или деятельность, неважно, внешнюю или внутреннюю.
Эмоциональное выгорание – Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. [11, с. 4].
Эмоциональное выгорание — это процесс, развивающийся и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека [3. с.96].
Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождение» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса, эмоциональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптивного синдрома – стадия истощения.
1.2. Факторы, влияющие на образование эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата [3, с.97-99].
К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества.
В организации можно выделить три момента. Один из них – это неэффективный стиль руководства: либо излишне жесткий «мужской», либо излишне мягкий «женский», нередко нечеткий и неуправляемо эмоциональный. «Мужской» стиль руководства не обеспечивает людям необходимой эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищенности. А «женский» поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределенные требования ставят под угрозу реализацию перфекционизма, а значит — целостность собственной личности.
Также угрозой перфекционизму является работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться все делать хорошо, недостаток времени приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и опять-таки появлению психосоматики.
Третий момент — это отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «МЫ» и таким образом снизить риск появление стресса.
Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. Особенно часто встречается негативное программирование в рекламных акциях. В частности, в рекламе лекарств [7. с.56].
Однако одних внешних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание.
Более глубокие внутренние причины, являющиеся источником, «ключом» проблемы, по моему мнению, это деформация в раннем детстве личностной структуры, которую удобно описать в терминах Э. Берна и его последователей.
Согласно их позиции в личности можно выделить три состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель, каждое из которых имеет свой функционал. В частности, в Ребенке выделяют естественного и приспособившегося. Качества первого – спонтанность, нежность, импульсивность, чувственность, открытость творчеству, жизнерадостность, шаловливость, бесконтрольность. Качества второго — послушность, вежливость, адаптированность. С таким ребенком окружающим общаться удобно. И если естественный ребенок делает то, что ему хочется делать, и чувствует себя при этом хорошо, то приспособившийся делает все, чтобы получить одобрение взрослых, то есть чтобы было хорошо окружающим. Более того, некоторые перестают видеть разницу между своими желаниями и требованиями окружения, перестают «хотеть». А с этим теряют жизнерадостность и оптимизм [16, с. 35].
Можно выделить три фактора эмоционального выгорания
1. Личностный фактор
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то выгорание развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
2. Ролевой фактор
Исследования показали, что на развитие эмоционального выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника социально-психологической службы от развития стресса, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
3. Организационный фактор
На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу -инициатива наказуема) и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы [15, 31].
1.3. Стадии эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно Он проходит три стадии - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
Первая стадия:
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет. У человека на этой стадии начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия: эмоциональное истощение.
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет. Обычно на этой стадии возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них. Так же может быть неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведении педагога — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения приобщении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия: стадия выгорание.
Характерна полная потеря интереса к работе, к жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет. Притупляются представления о ценностях жизни эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять вешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселятся в его душе [14, с.57].
1.4 Аспекты эмоционального выгорания
1. Снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
2. Одиночества.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.
3. Эмоциональное истощение.
Соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят с серьезным физическим недомоганием – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
1.5 Симптоматика эмоционального выгорания
Первая группа: психофизические симптомы
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности а связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация {слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
– резкая потеря или резкое увеличение веса;
– полная или частичная бессонница;
– постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня:
– одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
– заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа: социально-психологические симптомы
– Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
– повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
– частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
– постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
– чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности ощущение, что «что-то не так, как надо;
– чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что не получится» или я не справлюсь;
– негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Третья группа: поведенческие симптомы
– Ощущение, что работа становится все тяжелее и
тяжелее, а выполнять ее — всё труднее и труднее;
– сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
– постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
– руководитель затрудняется в принятии решений;
– чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
– невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
– дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
– злоупотребление алкоголем, резкое возрастание шкуренных за день сигарет, применение наркотических средств [9, с.85].