Синдром эмоционального выгорания

Разделы: Школьная психологическая служба


В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят об эмоциональном выгорании.
Эмоциональное выгорание – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми – всех, чья деятельность невозможна без об­щения. Наиболее, уязвимой профессиональной группой выступают работники сферы образования (педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования), деятельность которых связана с тесным и интенсивным общением с другими людьми [6, с.31].   

Актуальность темы:

Деятельность педагога связана с целым рядом на­пряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непред­виденные конфликты, они могут не понимать объясне­ний педагога и пр. Профессиональное общение с кол­легами и руководством также часто связано с кон­фликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контро­лем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобны­ми ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответ­ственное решение. Хорошо известно, как разрушитель­но действует на человека длительный стресс...[8, с.90].
Необходимость все время сдерживать вспышки гне­ва, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутрен­не, эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, аст­ма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога [6, с.32].
Для того чтобы педагог сумел плодотворно трудиться, получая удовольствие от своей работы, и принося пользу и радость окружающим его людям, он обязан обезопасить себя, противостоять стрессу. Для этого он должен уметь управлять профессиональным стрессом.

Цель: изучить природу эмоционального выгорания, способы совладения и профилактику.   

Задачи:

1. Раскрыть сущность феномена эмоционального выгорания.
2. Ознакомиться с проявлениями синдрома эмоционального выгорания
3. Описать основные способы совладания и профилактики.
4. Составить тренинг «Саморегуляция эмоционального состояния»

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования

1.1. Понятие «Синдром эмоционального выгорания»

Эмоциональное выгорание – это, прежде всего, нарушение покоя, возникающее внутри человека напряжение как реакция на определенную ситуацию или деятельность, неважно, внешнюю или внутреннюю.
Эмоциональное выгорание – Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. [11, с. 4].
Эмоциональное выгорание — это процесс, развивающийся и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и лич­ностных ресурсов работающего человека [3. с.96].
Эмоциональное выгорание возникает в результа­те внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождение» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергети­ческих и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса, эмоциональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптивного синдрома – стадия истощения.

1.2. Факторы, влияющие на образование эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание педагога обусловлено це­лым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие пра­ва на ошибку, приводящее к расширению трудового вре­мени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата [3, с.97-99].
К этому должны подключиться внешние факторы, свя­занные с организацией работы и социально-культур­ными условиями общества.
В организации можно выделить три момента. Один из них – это неэффективный стиль руководства: либо излишне жесткий «мужской», либо излишне мягкий «женский», нередко нечеткий и неуправляемо эмоцио­нальный. «Мужской» стиль руководства не обеспечи­вает людям необходимой эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищенности. А «женский» под­нимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределенные требования ставят под угрозу реали­зацию перфекционизма, а значит — целостность соб­ственной личности.
Также угрозой перфекционизму является работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться все делать хорошо, недостаток време­ни приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и опять-таки появлению психосо­матики.
Третий момент — это отсутствие сплоченного соци­ального окружения, которое могло бы оказать поддер­жку, способствовать усилению «Я» человека за счет при­соединения к сильному «МЫ» и таким образом снизить риск появление стресса.
Но нельзя не учитывать и влияние социально-куль­турных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабиль­ности. Действительно, современные условия выступа­ют как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. Особенно часто встре­чается негативное программирование в рекламных ак­циях. В частности, в рекламе лекарств [7. с.56].
Однако одних внешних предпосылок бывает не­достаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание.
Более глубокие внутренние причины, являющиеся источником, «ключом» проблемы, по моему мнению, это деформация в раннем детстве личностной структуры, которую удобно описать в терминах Э. Берна и его последователей.
Согласно их позиции в личности можно выделить три состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель, каждое из которых имеет свой функционал. В частности, в Ребен­ке выделяют естественного и приспособившегося. Ка­чества первого – спонтанность, нежность, импульсив­ность, чувственность, открытость творчеству, жизнера­достность, шаловливость, бесконтрольность. Качества второго — послушность, вежливость, адаптированность. С таким ребенком окружающим общаться удобно. И если естественный ребенок делает то, что ему хочется де­лать, и чувствует себя при этом хорошо, то приспосо­бившийся делает все, чтобы получить одобрение взрос­лых, то есть чтобы было хорошо окружающим. Более того, некоторые перестают видеть разницу между сво­ими желаниями и требованиями окружения, перестают «хотеть». А с этим теряют жизнерадостность и опти­мизм  [16, с. 35].
Можно выделить три фактора эмоционального выгорания 

1. Личностный фактор

Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со сторо­ны руководства. Если специалист чув­ствует значимость своей деятельности, то он становит­ся достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональ­ному сгоранию. Если же работа выглядит в его собствен­ных глазах незначимой, то выгорание развивается быст­рее. Его развитию способствуют также неудовлетворен­ность своим профессиональным ростом, излишняя за­висимость от мнения окружающих и недостаток авто­номности, самостоятельности.

2. Ролевой фактор

Исследования показали, что на развитие эмоционального выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также  профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласова­ны: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника социально-психологической службы от раз­вития стресса, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

3. Организационный фактор

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функцио­нальных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз под­вергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самосто­ятельность (по принципу -инициатива наказуема) и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы [15, 31].

1.3. Стадии эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно Он проходит три стадии - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
Первая стадия:
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет. У человека на этой стадии начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:  эмоциональное истощение.

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет. Обычно на этой стадии возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них. Так же может быть неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.   Подобное поведении педагога — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения приобщении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия: стадия выгорание.

Характерна полная потеря интереса к работе, к жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет. Притупляются представления о ценностях жизни эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять вешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселятся в его душе [14, с.57].

1.4 Аспекты эмоционального выгорания

1. Снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в  агрессию и отчаяние.
2. Одиночества.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.
3. Эмоциональное истощение.
Соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят с серьезным физическим недомоганием – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

1.5 Симптоматика эмоционального выгорания

Первая группа: психофизические симптомы

- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истоще­ния;   
- снижение восприимчивости и реактивности а связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация {слабость, снижение активности и энергии, ухудшение  биохимии   крови  и  гормо­нальных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
– резкая потеря или резкое увеличение веса;
– полная или частичная бессонница;
– постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня:
– одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
– заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха,   обо­няния, осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа:  социально-психологические симптомы

– Безразличие, скука, пассивность и депрессия (по­ниженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
– повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
– частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
– постоянное   переживание   негативных   эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
– чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности ощущение, что «что-то не так, как надо;                      
– чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что не получится» или я не справлюсь;
–  негативная установка на жизненные и про­фессиональные перспективы (по типу как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Третья группа: поведенческие симптомы

– Ощущение, что работа становится все тяжелее и
тяжелее, а выполнять ее — всё труднее и труднее;
– сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
– постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
– руководитель затрудняется в принятии решений;
– чувство бесполезности, неверие в улучшения, сни­жение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
– невыполнение   важных,   приоритетных  задач   и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных дей­ствий;
– дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
– злоупотребление алкоголем, резкое возрастание шкуренных за день сигарет, применение наркотических средств [9, с.85].

Продолжение