Коррекционно-обучающие задачи:
- Закрепить правильную артикуляцию и произношение гласных звуков.
- Закрепить понятие гласный звук.
- Формировать умение выделять заданный звук из звукового ряда, из начала слова.
- Дифференцировать гласные звуки А,У, И ,О.
- Учить воспроизводить заданный ритмический рисунок со звуками.
- Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком.
- Расширять словарный запас, активизировать речь детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать правильное речевое дыхание.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать мимическую мускулатуру .
- Развивать память детей, активизировать процессы мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать бережное отношение к игрушкам, положительное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: Игрушки (кукла Аня, волк, индюк, ослик), карточки с клоуном, сигнальные обозначения на полу, звуковая дорожка, “волшебное яблочко”, “волшебный замок”, картинки (уточка, ириски, обруч, арбуз).
1. Организационный момент:
Дети входят в группу, садятся на стулья.
Логопед: “Ребята, к нам сегодня в гости пришли игрушки из сказочного королевства”.
- Ослик любит петь песенку о – о – о. Давайте споём вместе с осликом о – о – о.
- Индюк любит петь песенку и – и – и. Давайте споём вместе с индюком и – и – и.
- Волчонок Ух любит песенку у – у – у. Давайте споём вместе с волчонком у – у – у.
- Кукла Аня любит песенку а – а – а. Давайте споём вместе с Аней а – а – а.
Логопед: Дети, наши гости очень долго к нам добирались и устали.
2. Упражнение на развитие мимической мускулатуры и речевого дыхания.
- О – о – о – вздыхает ослик. Дети повторяют.
- И – и – и – вздыхает индюк.
- У – у – у – вздыхает волчонок.
- А – а – а – вздыхает кукла Аня.
Логопед: “Давайте их уложим отдохнуть”.
3. Игра на развитие речевого дыхания, формирование умения пропеть заданный ритмичный рисунок.
- Кукла Аня бай, бай- Спи скорее засыпай
- А – а, А – а, А – а. (качают куклу Аню).
- Спит в кроватке наш волчонок
- Очень маленький ребёнок (приседают, гладят волчонка).
- У – у, У – у, У – у.
- Ослик, ослик баю бай
- Спи скорее засыпай
- О – о, О –о, О – о. (качают ослика).
- Наш индюк улёгся спать
- И забрался под кровать
- И – и, И – и, И – и. (приседают, гладят индюка).
Логопед: “Ну, вот ребята игрушки и уснули”.
Входит доктор.
Доктор: “Ребята, вы игрушек из сказочного королевства не видели?”
Логопед: “ Тихо. Игрушки спят”.
Доктор: “Как хорошо, что они живы и здоровы! А вы, ребята, все здоровы?” - проверяет горло нескольким детям А – а – а. Здоровы, молодцы, не нужны вам всем врачи.
Помогите игрушкам вернутся домой в сказочное королевство, а я к другим детям побегу”.
Доктор уходит.
Логопед: “Поможем игрушкам вернуться домой?”
Дети: “Да, конечно”.
4. Логопед: Дети, в сказочном королевстве живёт весёлый клоун. Он любит петь разные песенки. Давайте его любимые песенки угадаем, может он нам дорогу в сказочное королевство подскажет?”
Детям предлагается узнать звук по артикуляции.
Логопед показывает карточки с клоуном на гласные звуки А,У,И,О. Дети определяют заданный звук и проговаривают его артикуляцию.
Логопед: “Ребята, какие звуки мы сейчас произносили?”
Дети: “А, У, И, О”.
Логопед: “А какие это звуки? Почему?”
Дети: “Гласные, потому что их можно пропеть, протянуть”.
Логопед:
Чтоб дорогу нам найти,
Нужно испытания пройти.
Звуки все скорей поймать
И дорогу гостям подсказать.
5. Игра “Поймай звук”. Развитие фонетического слуха.
Логопед: Я буду произносить звуки, когда услышите звук А, хлопните в ладоши.
Логопед предлагает детям по очереди выделить заданные гласные звуки из звукового ряда.
6. Логопед: “Молодцы, дети. Знаем мы куда идти, как дорожку нам найти?”
Давайте выложим для каждого гостя звуковую дорожку. Дети садятся за столы.
Выделение заданного звука из начала слова.
Логопед: “Я буду произносить слова, если вы услышите звук А в начале слова, выложите - красный квадрат, если любой другой звук - желтый.
Выделение звука А из начала слова (арбуз, утка, аист).
Логопед: “Если вы услышите звук У в начале слова, выложите - красный квадрат, если любой другой звук - желтый.
Выделение звука У из начала слова (утка, уши, индюк).
Логопед: “Если вы услышите звук И в начале слова, выложите - красный квадрат, если любой другой звук - желтый.
Выделение звука И из начала слова (индюк, ослик, ириски).
Логопед: “Если вы услышите звук О в начале слова, выложите - красный квадрат, если любой другой звук - желтый.
Выделение звука О из начала слова (ослик, арбуз, обруч или облако).
Логопед: “Молодцы, ребята. Ну, вот мы и отыскали дорогу в сказочное королевство.
Ой, что это? Волшебное яблочко. Давайте поиграем с ним”.
7. Игра “ Волшебное яблочко”.
Называние слов с заданным звуком.
Логопед по очереди подаёт детям яблочко.
Логопед: “Яблочко возьми, слово на звук А произнеси.
Предположительные ответы детей на звук А (арбуз, абрикос, арка, аист, апельсин, азбука).
Логопед: “Яблочко возьми, слово на звук У произнеси.
Предположительные ответы детей на звук У (уши, утка, удочка, умница, улица, улитка).
Логопед: “Яблочко возьми, слово на звук И произнеси.
Предположительные ответы детей на звук И (ириски, индюк, игрушки, ива, Игнат).
Логопед: “Яблочко возьми, слово на звук О произнеси.
Предположительные ответы детей на звук О (Оля, осень, овощи, окна, обруч).
В группе “появляется сказочный замок”.
Логопед: “Ребята, а давайте подарим нашим гостям на память подарки!”
Дети: “Давайте!”
8. Логопед: “Арбуз кому подарим? – Ане, уточку кому подарим? – волчонку, ириски кому подарим? – индюку, обруч кому подарим? – ослику”.
Итог занятия.
Логопед: “Молодцы, ребята, вы хорошо работали на занятии. Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня повторяли?” Детям раздаются подарки (раскраски).