Цели:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с географией народных промыслов Центральной России, историей их возникновения, художественной ценностью;
- Учиться художественному видению окружающего мира, расширить кругозор.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы;
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками знаний.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине;
- Воспитывать видеть прекрасное в окружающем мире;
- Заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении материала.
Задачи:
- Дать общее представление о географии народных промыслов.
- Учить учащихся анализировать и выделять главные особенности народного декоративно-прикладного искусства.
- Составить таблицу о художественных промыслах России по ходу урока.
- Составить картосхему размещения народных промыслов, используя систему условных знаков.
Оборудование:
- Карты России – физическая, контурная Европейской части России. Географический атлас, компьютер, мультимедийный проектор, презентация; продукция народных промыслов, получивших мировое признание.
Ход урока
1. Организационный момент. (цели и задачи урока, порядок работы)
2. Рассказ учителя.
Художественные промыслы России, как одна из форм народного искусства.
Испокон веков славилась Русская земля своими мастерами – одаренными людьми, создавшими яркое самобытное народное искусство.
Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, художественные образы и сюжеты, передаваемые или родителями, или путешественниками.
Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность. Руки мастера … они творят красоту и пишут историю народа.
Художественные промыслы – одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа.
Не только в каждом доме у нас в стране, но и за рубежом хорошо знают изделия русских мастеров. Эти вещи можно встретить в музеях и на ярмарках. За ними несколько веков традиций, но и сегодня делают их народные мастера.
Нам дорог образный язык народного искусства, его естественность и доброта. В своем творчестве народ отразил свой внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты.
3. Беседа “Где же возникли народные промыслы?”
По поверью, летела сказочная Жар-птица, и где роняла перо, там люди обладали даром творить красоту. Но, скорее всего, люди использовали возможность той местности, где жили.
Если в том месте было много глины, то здесь появлялись гончарные промыслы. Было много лесов – люди работали с древесиной.
История появления промыслов России очень давняя. И сейчас их можно сгруппировать:
1. По исходящему материалу – дерево, глина, металл, нить, камень, кость и т. д.
2. По временному фактору – старинные, угасшие и вновь возродившиеся, “Молодые” народные промыслы (20 в.).
4. Подготовка к работе на конференции.
Начертить в тетрадях таблицу, заполнить которую необходимо будет во время выступлений учащихся.
Название промысла | География | Время образования | Художественная особенность |
5. Выступления учащихся.
Каждая характеристика народного промысла сопровождается показом определенной части презентации и предметами промыслов для демонстрации.
- Искусство Хохломы
- Дымковская игрушка
- Жостовские подносы
- Гжель
- Полхов-Майданская роспись
- Щепа. Тиснение и резьба по бересте.
- Городецкая роспись
- Палех
6. Выполнение практической работы по географии народных промыслов на примере Центральной России.
Задание:
Используя данные заполненной таблицы, информацию из атласа и учебника, составить картосхему на контурной карте Центральной России.
Условные знаки придумать самим, проявив свое творчество (значками показать особенности промысла).
7. Домашнее задание.
Закончить картосхему и подготовить сообщения о других известных народных промыслах, в том числе и в нашей местности; узнать есть ли у нас народные умельцы и что они делают.