В 2015 году впервые после долгого перерыва выпускники 11 классов сдавали устную часть по английскому языку Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Новая модель проведения экзамена по иностранным языкам в разделе “Устная часть” представляет собой компьютеризированный тест. Время, отводимое на подготовку и ответ, ограничено в соответствии с требованиями (1.5 минуты на подготовку и не более 2 минут на ответ).
Поскольку данная форма проведения экзамена в разделе “Устная часть” является новой, возникла насущная необходимость изменить и систему подготовки учащихся 10-11 классов к этому этапу экзамена.
Один из основополагающих принципов в любой экзаменационной подготовке - это знакомство со стратегией выполнения заданий. Предлагаемые Вашему вниманию компьютеризированные тесты по отдельным грамматическим и лексическим темам как раз помогают решать все эти задачи на разных ступенях обучения и позволяют пройти тест от начала до конца без вмешательства учителя. Иными словами учащиеся учатся воспринимать информацию с экрана задолго до того, как им нужно будет сдавать экзамен по английскому языку в новом формате. Многие из предлагаемых презентаций были созданы и применялись раньше, но в свете произошедших изменений в ОГЭ и ЕГЭ они приобрели особую актуальность.
Целями данных тестов являются:
- повторить и закрепить тот или иной грамматический или лексический материал
- научить учащихся правильно читать задание с экрана, быстро ориентироваться в предложенной информации, отбирать нужное и концентрироваться на ключевых моментах, не тратя время на несущественные детали
- снять психологический барьер перед работой с компьютером
Все предлагаемые Вашему вниманию тесты объединены в одну серию “Welcome to Grammarland. Simple English”. Правила пользования электронными тестами очень просты.
Прежде всего нужно запустить презентацию. После вводных слайдов Welcome to Grammarland появится тема теста, а дальше непосредственно сам тест. Задания написаны на русском языке, а также даны образцы выполнения заданий. Смена слайдов осуществляется автоматически через 15-30 секунд в зависимости от сложности и объема заданий. Время, отводимое на выполнения заданий, можно менять по усмотрению учителя. После выполнения всех заданий теста, учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга. Правильные ответы также автоматически появляются на экране. Затем учащиеся подсчитывают количество правильных ответов и выставляют оценку. Шкала оценивания также дается в презентации. Когда работы проверены, учащиеся могут выбрать бонус в зависимости от количества набранных баллов. Все время пока выполняется тест, звучит тихая приятная музыка (добавлена в презентацию). Данные тесты можно использовать и целиком, и по частям в зависимости от темы и целей урока.
В тесте на Present Progressive (Презентация 1) кроме грамматических есть следующие задания:
- Первое задание: глядя на фотографии и используя данное время, учащимся нужно ответить на предложенные вопросы.
- Второе задание: учащимся предлагается составить диалог по фотографии
- Третье задание: учащиеся должны сравнить предложенные фотографии и найти сходства и различия.
В тесте на Present Perfect (Презентация 2) есть два задания, позволяющие учащимся выйти на уровень диалога: Используя получившиеся вопросы, составьте диалоги и Используя получившиеся вопросы как образец, составьте свои вопросы (не менее пяти).
В тесте “Степени сравнения” (Презентация 3) сначала даются примеры употребления прилагательных в положительной, сравнительной и превосходной степенях, что позволяет вспомнить изученный материал, сформулировать правило, повторить исключения, и только затем приступить к выполнению грамматического теста.
В тестах на Present Perfect (Презентация 2) и Passive Voice (Презентация 5) учащимся предлагается сначала вспомнить и написать три формы неправильных глаголов. Количество предлагаемых неправильных глаголов может меняться по усмотрению учителя.
В тесте по теме Hobby (Презентация 4) учащимся предлагаются следующие задания Составьте предложения, используя записанные слова, а затем можно организовать работу с картинками, что так необходимо для подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
Первое задание: учащиеся работают в группах. Каждая группа выбирает любую фотографию из трех, учитель по гиперссылке переходит на выбранную фотографию, и учащиеся в течение 20 секунд должны назвать 10 слов, относящихся к тому, что изображено на данной фотографии. Количество слов, которое нужно назвать, и время, отводимое на выполнения задания, можно менять.
Второе задание: учащиеся выбирают одно задание из трех и им нужно будет описать то, что они видят на фотографиях, найти три главных сходства и три главных различия, т.е. сравнить предложенные фотографии, а затем ответить на вопрос, какое занятие из изображенных на фотографиях им нравится и объяснить почему им это нравится или не нравится, и наконец, им нужно ответить еще на один вопрос о своих предпочтениях What do you prefer doing in your spare time? Why?
Третье задание: учащимся предлагаются два задания экзаменационного типа Exam task 1 для учащихся 9-го класса и Exam task 2 для учащихся 11-го класса. Время на ответ ограничено двумя минутами в соответствии с демоверсиями 2016 года. Время на подготовку тоже можно ограничить, добавив шкалу отсчета времени.
В тесте на Passive Voice (Презентация 5) помимо грамматических есть два задания, направленных на развитие разговорных навыков: перевести предложения с русского на английский и, используя получившиеся предложения как образец, составить свои предложения.
Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы. Данные грамматические тесты позволяют с одной стороны вспомнить, отработать и закрепить определенный грамматический или лексический материал. С другой стороны, данная форма проверочных работ снимает у многих учеников стресс, который часто вызывают проверочные работы. Кроме всего прочего, данные тесты позволяют учащимся научиться считывать информацию с экрана, тем самым заблаговременно и ненавязчиво готовя их к компьютерной сдаче экзамена по предмету. Данная форма тестов создает благоприятную обстановку на уроке и повышает мотивацию.