Программа по французскому языку как второму иностранному в МБОУ “Лицей № 52» г.Рязани основана на Программе Министерства Образования и Науки РФ c учетом Государственного стандарта общего образования. Из-за несовпадения федерального базисного учебного плана (835 учебных часов для V-XI классов общеобразовательной школы) и лицейского учебного плана (204 учебных часа для VI-VIII, IX-XI классов математико-лингвистического профиля) программа второго языка отличается меньшим объемом обязательного языкового материала, более узкими коммуникативными целями.
Обучение французскому языку как второму иностранному строится по спирали, т.е. языковой материал частично повторяется на каждом году обучения, обогащаясь и усложняясь при этом.
Содержание учебного материала 1-го года обучения:
Содержание учебного материала 1-го года обучения направлено на формирование элементарных грамматических навыков и навыков чтения, а также на развитие умения рассказывать о своем городе и своей семье.
Раздел 1. Знакомство. Формулы вежливости: приветствие, прощание, знакомство, представление своего друга/подруги. Имя существительное - неопределенный артикль, определенный артикль. Форма 3 лица единственного числа глагола «иметь». Вопросы «Кто ?», «Что ?», «Как ? Каким образом ?».
Раздел 2. Конструкция простого предложения. Спряжение глаголов 1-й группы в единственном и множественном числах, 3 лицо единственного и множественного числа глагола «быть» при назывании предметов, женский род и множественное число прилагательных; отрицательная форма, изменение артикля при отрицании; вопросы к одушевленному косвенному дополнению.
Раздел 3. Мой город. Общий вопрос. Конструкция предложения с оборотом «есть, имеется». Некоторые достопримечательности Москвы, Парижа, Рязани. Глагол «идти, ехать», слитный артикль. Вопрос к обстоятельству места.
Раздел 4. Моя семья. Спряжение глагола 3 группы «иметь» в утвердительной и отрицательной формах. Изучающее чтение учебного текста по теме "Семья", монологическое высказывание по теме.
Урок по теме «Предложение с оборотом il y a» стоит в тематическом планировании 20-м.
Практические цели урока: 1) научиться строить предложение с оборотом il y a и обстоятельством места (в перспективе - уметь рассказывать о достопримечательностях родного города). 2) введение и первичное закрепление лексических единиц: des parcs, des musées, des théâtres, des monuments, une université, un métro, un aéroport.
Образовательные цели– развитие памяти, логического мышления; расширение кругозора (реалии страны изучаемого языка)
Воспитательные цели – воспитание уважительного отношения к культуре страны изучаемого языка, к историческому наследию родной страны.
К уроку ученики активно владеют ЛЕ: le Kremlin, la place Rouge, la cathédrale Notre-Dame de Paris, la Tour Eiffel, où ? – à Paris, à Moscou, à Riazan.*
_________
* См. тематическое планирование в приложении 1.
Дополнительно к уроку: презентация, конверты с надписью TOP SECRET по количеству пар учеников, содержащие разрезанные элементы предложений с оборотом il y a.
Этап урока |
Содержание этапа урока |
Время план |
Дополнит. материал |
Практические цели |
Примечания |
1. Организационный момент |
- Bonjour, les enfants ! J'espère que vous allez bien et nous commençons notre leçon. |
3 мин |
Презентация, |
Психологический настрой на работу на уроке |
Дата и тема на доске |
2. Введение лексико-грамматического материала | Professeur : Regardez l’écran, s’il vous plaît ! A Paris il y a des monuments. A Moscou il y a des monuments. A Riazan il y a des monuments. - Как вы считаете, что обозначает оборот il y a ? Enfants: - Есть, имеется. Professeur: Посмотрите, что стоит на первом месте в предложении? Enfants: – Обстоятельство места. Professeur: D’accord, c’est-à-dire, où ? – à Paris, à Riazan, à Moscou. |
7 мин | слайды 2, 3, 4 | Развитие компенсаторной компетенции, в данном случае языковой догадки. | Дети высказывают свое мнение, как правило, догадываются правильно. |
Попробуем переставить обстоятельство места на последнее место в предложении. Professeur : A Paris il y a des monuments. Enfants: Il y a des monuments à Paris. Professeur : A Moscou il y a des monuments. Enfants: Il y a des monuments à Moscou. Professeur : A Riazan il y a des monuments. Enfants: Il y a des monuments à Riazan. |
Слайды 5, 6, 7 | Развитие умения строить предложение с оборотом il y a . | Дети произносят измененную фразу, по нажатию кнопки на экране появляется измененный вариант предложения. | ||
|
Итак, мы теперь знаем, что в предложении с оборотом il y a обстоятельство места может стоять или в самом начале предложения, или в самом конце. Попробуем вместе рассказать о достопримечательностях Парижа, Москвы и Рязани. |
|
|
|
|
3. Этап тренировки
|
Professeur : des théâtres … Professeur : des musées … |
18 мин | слайды 8 - 16 | Введение и первичное закрепление ЛЕ. Развитие умения строить предложение с оборотом il y a. |
В зависимости от группы можно попросить детей менять порядок слов в сказанных предложениях. |
Professeur : une université … Professeur : un métro ... Professeur : Où il y a un aéroport ? Professeur : Où il y a un Kremlin ? Enfants : A Paris il y a la Tour Eiffel. Enfants : Il y a la cathedrale Notre-Dame à Paris . Enfants : A Moscou il y a la Place Rouge. |
|
|
Развитие умения понимать доступную информацию по теме на слух; расширение кругозора (реалии страны изучаемого языка) |
Учитель выделяет голосом и записывает на доске Iln’yapasde |
|
4. Игра |
Et bien, maintenant, nous allons jouer un peu. Variante 1. Variante 2. Variante 3. Alors, lisez, s’il vous plaît, vos messages déchiffrés ! |
5 мин |
Конверты с надписью
|
Развитие умения строить предложение с оборотом il y a утвердительно, и отрицательно. |
Работа в парах. Из составных элементов дети раскладывают на парте фразы, по очереди читают их и записывают в тетради. |
5. Подведение итогов | Professeur: Итак, теперь мы с вами сможем рассказать зарубежным собеседникам о нашем родном городе. Каждый скажет по предложению. Professeur: Parlez un peu de Moscou ! Professeur: Et à Paris ? Qu’est-ce qu’il y a à Paris ? |
5 мин |
Слайды 17-19 |
Подведение итогов. |
В случае затруднения учитель помогает наводящими вопросами: est-ce qu'il y a des théâtres, des parcs, des musées ? |
Заключение |
Alors, nous avons bien travaillé aujourd’hui, je vous remercie. |
2 мин |
|
Поощрение хорошо работавших учеников. |
Домашнее задание заранее написано на доске. |
_____________
* См. приложение 2.