Урок по теме «Размещение и миграции населения мира». 10-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели урока:

  • Сформировать знания об особенностях размещения населения.
  • Выяснить, от каких факторов зависит расселение людей.
  • Изучить причины и виды миграций населения.

Оборудование: учебник В.П. Максаковского “География 10-11”, политическая карта мира, карта “Плотность населения мира”, атласы, тетради, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

  1. Каково главное различие возрастной структуры населения развитых и слаборазвитых стран? Что представляют собой возрастно-половые пирамиды этих государств?
  2. Какие факторы влияют на половозрастную структуру населения?
  3. Чем объяснить различия в удельном весе экономически активного населения между разными странами?
  4. Приведите примеры стран, в населении которых доля пожилых людей (старше 65 лет) является наиболее высокой.
  5. Объясните причины широкого распространения на планете французского, английского и испанского языков?
  6. Какие религии относят к мировым? Приведите примеры стран, в которых большинство верующего населения исповедует ту или иную религию.

III. Изучение нового материала.

План изучения темы:

  1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.
  2. Факторы, влияющие на размещение населения.
  3. Плотность населения.
  4. Миграции населения.

1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.

(Слайд 4.) На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Об этом свидетельствует карта плотности населения. Около 70% всего человечества проживает на 7% территории. При этом большая часть людей сосредоточена в восточном и северном полушарии. 15% суши – совершенно не освоено людьми!

Вопрос. Как вы думаете, что это за территории? (Это районы с экстремальными природными условиями.)

2. Факторы, влияющие на размещение населения.

(Слайд 5.) Но, несмотря на кажущуюся хаотичность размещения, существуют жесткие закономерности, обусловленные природными характеристиками, историческими предпосылками, а так же уровнем социально-экономического развития территории.

Поговорим более подробно о каждом из факторов размещения населения.

(Слайд 6.) Изначально главным фактором были природные условия. Географическое положение и характер рельефа обусловили сосредоточение населения в приморских и приокеанических районах. Так, в 200 км прибрежной полосы сосредоточено 50 % всего населения мира. Большинство населения внутренних районов селится вдоль берегов рек.

Помимо близости воды, на размещение населения оказывает влияние и характер рельефа. Наибольшая часть населения сосредоточена на равнинах и возвышенностях до 500 м над уровнем моря, здесь проживает 80% населения мира.

(Слайд 7.) Историки выделяют несколько видов цивилизаций.

Первые ареалы с высокой плотностью населения размещались в плодородных долинах “великих исторических рек”, образуя “речные цивилизации”: Египет (вдоль Нила), Древний Китай (вдоль Янцзы и Хуанхэ), Индийская (в бассейне рек Инд и Ганг), Междуречье (между реками Тигр и Ефрат).

На смену речным пришли цивилизации “морские”: империи Средиземноморья.

Сейчас время “океанских” цивилизаций. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Поэтому самые густонаселенные районы находятся в субтропическом и субэкваториальном климате, а также на юге умеренного.

(Слайд 8.) Следующий фактор, от которого зависит размещение населения – это экономический. При расселении занимались и осваивались, прежде всего, территории, удобные для жизни. Это могли быть районы, богатые дичью, благоприятные для земледелия и обеспеченные природными ресурсами. Сосредоточение населения на низменностях, вдоль берегов объясняется именно этим фактором.

На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоемкое рисосеяние в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей. Люди концентрировались в районах, где имелось наиболее удачное сочетание природных ресурсов – каменного угля и железной руды, обеспечивающих создание новых отраслей промышленности – черной металлургии и машиностроения. Теперь их уже называют “старые” промышленные районы, это Рур, Эльзас и Лотарингия, Донбасс, Урал, в Америке Питтсбургская Пенсильвания. Но до сих пор здесь наблюдается более высокая, по сравнению с соседними районами, плотность населения.

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Главные причины: природный фактор, исторические и социально-экономические условия.

3. Плотность населения. Выполнение практического задания.

(Слайд 9.) Проанализируйте карту “Плотность населения мира” в атласе и, сопоставив ее с политической картой, заполните таблицу и сделайте вывод. Работа выполняется в тетради.

Таблица 1. “Плотность населения мира”

Группы стран с различной плотностью населения Примеры стран Причины, объясняющие картину плотности населения
Страны с равномерно низкой плотностью населения    
Страны с равномерно высокой плотностью населения    
Страны, имеющие районы с высокой и низкой плотностью    

Как уже было сказано, население мира размещено по поверхности Земли очень неравномерно. Показателем этой неравномерности является плотность населения. Среднемировая плотность населения составляет около 45 чел/км2. Но этот показатель не дает представления о реальной плотности населения в различных районах мира, потому, что есть территории густо заселенные, есть практически не освоенные.

Низкая плотность населения характерна, как правило, для районов с экстремальными природными условиями. Так, основным фактором, препятствующим концентрации населения в аридных районах, является

  • недостаточное увлажнение (пустыни Африки, Австралии и тд),
  • в циркумполярных областях и высокогорьях – низкие среднегодовые температуры (Гренландия, Антарктида, арктические пустыни, тундра, высокогорные районы Гималаев, Кордильер и тд),
  • в зоне лесов экваториального пояса – высокая влажность, низкое естественное плодородие и быстро распространяющаяся эрозия почв (леса Амазонии, бассейн реки Конго).

(Слайд 10.) Страны-лидеры по высокой плотности населения: Монако (18 679 чел/км2), Бангладеш (1087 чел/км2 ), Сингапур (7607 чел/км2 ), Мальдивы (1359 чел/км2), Ватикан (1914 чел/км2)

Наименьшую плотность населения имеют: Исландия (3,1 чел/км2), Монголия (2 чел/км2), Австралия (2,8 чел/км2)

В России плотность населения составляет 8,5 чел/км2 .

4. Миграции населения.

(Слайд 11.) Перемещение человечества на новые земли положило начала миграционным процессам, которые существуют с глубокой древности до настоящего времени.

Хотя в основе миграций лежит поиск лучшей жизни, конкретные их причины и другие цели могут быть самыми разными.

Слова Н.Н Баранского: “Люди не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами”.

Поэтому-то миграционные процессы весьма разнообразны.

Вопрос. Что такое миграция? Какие виды миграций вы уже знаете из курса 9 класса?

(Слайд 12.) Миграция населения — это “любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований”.

Более подробно о каждом виде миграции. По ходу объяснения ученики конспектируют главные моменты.

(Слайд 13.) По направленности выделяют внешние и внутренние миграции.

Внешние миграции – перемещение людей между странами мира. Выезд из страны называется эмиграцией, а въезд – иммиграцией. Поскольку эмигранты и иммигранты – это фактически одни и те же люди, то для их обозначения все чаще используется термин – мигранты.

Возникли внешние миграции еще в глубокой древности, продолжались в средние века – прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой “миграционный взрыв” начался в ХIX . Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось “выталкиванием” части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу. Всего, с начала эмиграции до Второй мировой войны, из Европы выехало 60 млн человек.

Второй очаг эмиграции сложился в Азии. Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.

(Слайд 14.) Внутренние миграции – перемещения людей внутри страны.

Например, перемещение населения из сельской местности в город. В настоящий момент этот процесс идет высокими темпами в развивающихся странах. Во многих развитых странах он практически закончился, а в некоторых из них возникло даже обратное движение – население из городов перемещается в пригородные зоны и сельскую местность. К внутренним миграциям будут относиться и другие вариации перемещений людей: город – город, село – село.

(Слайд 15.) По продолжительности миграции бывают постоянные (переезд на постоянное место жительства в другую страну или регион) и временные.

В свою очередь, временные миграции бывают нескольких видов:

  • сезонные
  • вахтовые
  • маятниковые

Вопрос. Приведите примеры для каждого из этих видов миграций?

(Слайд 16.) По способу организации миграции могут быть добровольными или принудительными.

Вопрос. Вспомните из уроков истории, какие перемещения людей можно отнести к принудительным миграциям?

(Слайд 17.) Причины, толкающие людей на переезды, также могут быть различными.

В настоящее время миграции связаны в основном с экономическими причинами. Экономические мигранты выезжают из бедных стран в богатые, из депрессивных районов – в быстроразвивающиеся.

Так возникла, трудовая миграция.

Задание. Проанализируйте карту основных направлений трудовой миграции и выделите основные центры притяжения трудовых ресурсов.

  • Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) – рабочие мигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы, Северной Африки.
  • США - из стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.
  • Нефтедобывающие страны Персидского залива – из Египта, Индии, Пакистана.

Среди экономических мигрантов велика доля людей интеллектуального труда, работа которых на родине не может быть оценена по достоинству.

Работа с учебником. Найдите в учебнике описание этого вида миграции.

Их массовая эмиграция, получившая название “утечка мозгов”, консервирует социально-экономическую отсталость стран, из которых они выбывают.

Политические мотивы миграций связаны с преследованием инакомыслящих или с войнами, они порождают потоки политических беженцев. Таковыми были миграции из России в Европу после революции 1917 г.

Религиозные мотивы миграций также носят массовый характер. После Второй мировой войны при разделе бывшей Британской Индии миллионы мусульман переселялись в исламский Пакистан, а приверженцы индуизма – в Индию.

Семейно-бытовые миграции связаны с переездом одного из супругов, с воссоединением семей и тд.

Межнациональные конфликты и локальные войны в 90-е гг. ХХв. Обусловили массовые миграции населения, колоссальный рост числа беженцев из Африки и Азии, из стран, образовавшихся на территории бывшего СССР.

Заслушиваем выступление учащегося, получившего опережающее задание, на тему “О проблемах миграционной политики в современной Европе”

IV. Рефлексия

Вопросы для обсуждения.

  1. Что имел в виду известный русский географ А.И. Воейков, когда писал: “Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек”?
  2. Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденцию к постоянному росту?

Определите, к каким видам миграции относятся, а также по каким причинам были совершены следующие примеры миграций:

  • Миграции рабочей силы из Азии и Латинской Америки в Северную Америку, Западную Европу, страны ОПЕК.
  • Переезд из села в город
  • Выезд населения из Боснии и Герцеговины в сер. 90х ХХв.
  • Перемещение немцев Поволжья в Сибирь в годы Второй мировой войны.
  • Выезд населения из фашистской Германии в годы Второй мировой войны.
  • Въезд в ФРГ этнических немцев из ГДР, стран Восточной Европы и СССР.

V. Домашнее задание. (Слайд 18.)

  • Тема 3, параграф 3.
  • Задание 14,15,16 на странице 92.