Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель урока | формирование гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с ОВЗ, повышение информированности о проблемах людей с ОВЗ в детской аудитории. |
УУД | Личностные: - умение применять правила поведения при сотрудничестве; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: Регулятивные: - умение принимать и удерживать учебную задачу; - умение контролировать свои действия и действия другого; - умение владеть способом самооценки; Коммуникативные: - стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; - умение высказывать собственное мнение; - умение понимать основания действий другого; Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; - умение устанавливать причинно - следственные связи между объектами; |
Планируемые предметные результаты | Использование в речи новых терминов. |
Основные понятия | Толерантность, люди с ограниченными возможностями здоровья, слабослышащие, слабовидящие |
Образовательные ресурсы: | Презентация, мультимедийный проектор, мультфильм |
Организация пространства | Коллективно-учебный диалог, групповая, парная, индивидуальная работа. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I.Организационный этап.
Мотивирование к учебной деятельности. Цель: - выработка внутренней готовности к учебной деятельности |
Учитель здоровается, включает 1 куплет и припев песенки “От улыбки” и раздает каждому картинки с улыбкой. | Приветствуют. Слушают песенку и подпевают. | Личностные УУД Определять и проявлять правила этикета. |
|
II.Введение в тему урока. Цель: - Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока. |
Учитель предлагает детям посмотреть мультфильм “Птичка Тари” и затем ответить на ряд вопросов. | Смотрят мультфильм. | Коммуникативны е УУД Уметь слушать, слышать. |
|
II. Актуализация знаний Цель: - актуализация изученного материала; - создание ситуации успеха |
Беседа. Почему крокодил не мог сам себе чистить зубы? Что делали звери? Почему ситуация изменилась? |
Отвечают на вопросы. -Потому, что у него такие особенности строения лап. -Смеялись с него и боялись. - Появилась птичка, которая его пожалела. |
Развитие логического мышления . | Регулятивные УУД Контролировать свои действия и действия другого Познавательные УУД Владеть терминами; Коммуникативные УУД Уметь обосновывать свою точку зрения |
IV. Постановка учебной задачи,
самоопределение к учебной деятельности Цель: создание проблемной ситуации |
Бывают ли такие ситуации среди
людей? Когда? Какие возможности могут быть ограничены и по какой причине? Мы сегодня поговорим о том, как нужно себя вести с такими людьми. |
Анализируют, сравнивают, ставят
учебную задачу. -Бывает. - Когда у людей ограничены возможности. -Зрение, слух, нет конечностей ит.д. |
Регулятивные УУД Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение. |
|
V. Решение учебной задачи. Цель: - поиск решения учебной задачи, - конструирование нового способа действия. |
Встречали ли вы людей, которые не
видят? Как вы догадались, что они не видят? Кто и что помогает людям, которые не видят, передвигаться и взаимодействовать с миром? Как мы называем таких людей? Встречали ли вы людей, которые не слышат? Как вы догадались, что они не слышат? Как общаются не слышащие люди? Как мы называем таких людей? А кто-нибудь из вас когда-нибудь встречался с человеком, который не видит и не слышит? Как выдумаете, трудно ли ему ориентироваться в пространстве? Как он ориентируется? Какие чувства помимо зрения и слуха могут помочь ориентироваться? – Обоняние. Встречали ли вы людей, которые не двигаются? Как мы можем помочь таким людям? |
– Таких людей мы называем слепыми,
слабовидящими или незрячими. – Таких людей мы называем глухими или слабослышащими. – Можно стать добровольцем. Сопровождающим-переводчиком. Помочь перейти улицу. Сходить в магазин и т.д. |
Знание терминов: слабовидящие, слабослышащие | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке Высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других; выполнять различные роли. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать. |
VI. Динамическая пауза Практическое занятие | 1: Определи аромат. Участникам с завязанными глазами предлагается пройти с помощью сопровождающего определенный путь по классу, обходя преграды. Какие ощущения при этом испытывает участник с завязанными глазами? 2: Взаимодействие с невидящим человеком. Приглашаются три человека - добровольца. Их рассаживают на три стула лицом к классу. Всем троим закрываются глаза маской-очками (лучше, чтобы это были 2 мальчика и 1 девочка). Еще трое добровольцев вызываются в сторону, им тихо дается задание: подойти к указанному сидящему однокласснику, который должен на ощупь узнать кто перед ним находится. После завершения задания, обсудить чувства того, кто выполнял задание, и того, кто воспринимал совершаемые с ним действия. 3. Сделай все правой. Участникам предлагается собрать портфель одной рукой. |
Выполняют задания и делают выводы. Вывод Мы с вами попробовали почувствовать, как это нелегко, когда человек не может пользоваться зрением, слухом, или другими органами. Всегда нужно, чтобы на помощь пришел другой человек. |
Личностные УУД Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека. |
|
VII. Закрепление знаний, применение их на практике | Просмотр фрагмента фильма “Мир
слепоглухих . Фрагмент” (5 мин.) http://www.youtube.com/watch?v=0D4k8qEdBz4 Итак, ребята, вы на наглядных примерах увидели, как трудно жить людям, потерявшим зрение, слух или движение. Все эти люди нуждаются в вашей помощи и защите. Значит, кого в нашем обществе называют инвалидом или человеком с ограниченными возможностями? Учитель читает стихотворение. С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ. Хоть каждый шаг дается нелегко нам, порой бывает - жизнь сдается черной, мы ненавидим, если нас жалеют, так не пугай нас, трудная дорога. Сломать никак несчастья нас не могут, |
(Ответ. Инвалид это человек,
который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма). |
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. |
|
VIII Домашнее задание Цель:- организация выполнения домашней работы |
Выяснить, кто из известных людей был с ограниченными возможностями здоровья и как, несмотря на это, стал великим. | Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания | Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
|
IХ Рефлексия учебной деятельности
на уроке Цели: - организация рефлексии собственной учебной деятельности |
Оцените свою работу на уроке используя только знаки на бумаге или жесты | Ответы на вопросы. Фиксирование собственного нового знания |
Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |