Механизм управления процессом разработки основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в условиях введения ФГОС

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблему образовательной программы дошкольного образования сегодня необходимо рассматривать в контексте изменения её статуса как стратегического нормативно-педагогического документа. Изменился статус образовательной программы:

  • она была инициативным документом, а стала - обязательным.
  • для инициативного документа существовали вариативные научно обоснованные подходы к разработке; для обязательного появились нормативные требования.

А.А. Майер утверждает, что ОП – это основной нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания примерных методик и технологий, форм организации образовательного процесса в конкретной дошкольной образовательной организации. ОП регламентирует жизнедеятельность ДОО и наряду с уставом служит основой для аттестации, аккредитации, финансирования, организации платных образовательных услуг для населения.

Образовательная программа в ДОУ – это стратегический плановый документ, обусловленный логикой развития самого ДОУ, его традициями, достижениями, возможностями, запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей). Мы придерживаемся такого подхода, что в Программе должны быть по-новому сформулированы функции взрослых, которые, согласно требованиям ФГОС, являются поддерживающими, создающими условия для проявления активности самим ребенком.

Программа разрабатывается и утверждается детским садом самостоятельно на один учебный год. В течение года она может изменяться и дополняться, в связи с изменившимися условиями: ППС, кадровый состав, владение педагогов технологиям, финансовое обеспечение, запросы родителей и т.д.

ООП ДО позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Разработка и реализация Образовательной программы мы представили в виде алгоритма, который включает пошаговую деятельность на каждом этапе: подготовительный, основной, заключительный.

  • На первом этапе осуществляем анализ деятельности д/с (самообследование), определяем состав рабочей группы.
  • На втором этапе рабочая группа и педагогический коллектив разрабатывают ООП ДО. Результатом этапа будет разработанная программа.
  • На третьем этапе реализуем ООП ДО и осуществляем контрольно-аналитическую деятельность в ходе, которой вносятся изменения и дополнения в программу.

I этап — подготовительный. На этом этапе важно проанализировать деятельность д/с за прошедший учебный год. При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Самобследование позволяет увидеть специфические черты д/с, оценить возможности для проектирования ООП ДО, определить проблемное поле в управленческой деятельности. Все эти особенности учтены нами при проектировании обязательной и инвариантной частей образовательной программы. На этом этапе важно: обеспечение нормативными документами, методической литературой и их изучение, разработка наглядных практических материалов по данной проблеме в помощь педагогам, анкетирование педагогов, анализ педагогической компетенции с целью определения лидеров для создания рабочей группы по разработке ООП ДО.

Важным является организация рабочей группы. Цель деятельности рабочей группы – обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое, финансовое и информационное сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В рабочую группу входят представители администрации, педагогического коллектива и родительской общественности. Кроме того, в д/с может быть создана не одна рабочая группа, а несколько, которые будут разрабатывать разные направления и разные виды деятельности педагогического процесса.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации педагогического процесса, выборе и корректировке его содержания. Поэтому при разработке ООП учитываем мнения и предложения “заказчиков” деятельности детского сада.

Особое внимание в программе уделяем вопросам задействования потенциала семей воспитанников. Поэтому в программе отражено:

- какие возможности семей предлагается использовать в работе с воспитанниками,

- в каких формах проходит взаимодействие педагогов с родителями.

II этап – основной, разработка ООП детского сада. ООП состоит из двух частей: обязательная и инвариантная части. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и инвариантная.

Основная образовательная программа содержит различную информацию об особенностях деятельности организации. От того, насколько грамотно и системно эта информация представлена в программе, зависит качество образовательной деятельности д/с. На основе ООП ДО д/с воспитатели и специалисты разрабатывают рабочие программы, с учётом контингента детей и их возрастных особенностей, профессиональной компетентности самого педагога, особенностей семей воспитанников, организации ППС. Рабочая программа разрабатывается на один учебный год, может изменяться и дополняться в течение года. Разработчиками программы могут быть как авторские коллективы, так и отдельные педагоги детского сада.

III этап – реализация: осуществляем реализацию программы, вносим коррективы по результатам промежуточной контрольно-аналитической деятельности. Для успешной реализации ООП ДО с педагогами осуществляем методическое сопровождение с учётом индивидуально-дифференцированного подхода к педагогам. Используя эту информацию, мы дифференцируем всех членов педагогического коллектива на условные группы, и стремимся применить с учетом этих сведений наиболее эффективные формы работы с педагогическим коллективом.

В результате выстроенных мероприятий - педагогические работники активно включаются в разработку и реализацию образовательной программы, понимая важность изменений. Происходит сплочение коллектива сотрудников на основе общих интересов, общего дела, единой идеологии учреждения, повышается у сотрудников самостоятельность, добросовестность в выполнении профессиональных обязанностей.

Литература.

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.

3. Майер А. Л., Давыдова О. М. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ //Методическое пособие. 2011. – С.288,

4. Медведникова Л. Ф. Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 12. - С. 16-25.